Играйте в ВР со стилем.

VR остается довольно значительной частью игрового мира уже пару лет. И теперь, когда большинство людей знакомы с , а также её возможностями, вы должны представлять о том, какой компьютер нужен для работы шлема виртуальной реальности. Ну, HTC пошла вперед и объявила – очки / шлем / гарнитуру виртуальной реальности с более высоким разрешением и лучшим качеством звука. Итак, как собрать настольный компьютер, готовый для работы с HTC Vive Pro?

Теперь, пока минимальные системные требования остались практически на том же уровне, более высокое разрешение в 2880 х 1600 пикселей HTC Vive Pro потребует больше графической мощности вашего компьютера, сохранив те же визуальные эффекты и частоту кадров, что и оригинальный HTC Vive.

Здесь вы можете запутаться. Вы держитесь минимальных системных требований, экономя деньги, но полагаясь на посредственный опыт? Или вы пойдете за рамки, чтобы построить лучший игровой ПК, который только можете себе позволить, чтобы получить лучший опыт виртуальной реальности?

Ну, мы предлагаем средний путь – перейдем к системным требованиям, которые позволят немного сэкономить и насладиться VR. И мы собрали это руководство, чтобы вы могли собрать ПК вашей мечты, готовый к HTC Vive Pro.

ПРОЦЕССОР: INTEL CORE I5-8400

Системные требования HTC Vive Pro включают Intel Core i5-4590, но этот процессор на базе Haswell будет сложно найти. Кроме того, он просто не стоит сил и средств, когда вы можете получить эквивалент 8-го поколения (Coffee Lake), Intel Core i5-8400. Он может иметь немного меньшие базовые частоты, но с турбо-частотами в 4,0 ГГц и двумя дополнительными ядрами, вы получаете гораздо большую производительность за свои деньги – и ваш компьютер будет гораздо надежнее в будущем, полагаясь на новый чипсет Z370.

Вот лучшие предложения на Intel Core i5-8400 сегодня:

КУЛЕР : COOLER MASTER HYPER 212 EVO

Cooler Master Hyper 212 Evo уже много лет является одним из лучших кулеров для процессора, и не похоже, что ситуация в скором времени изменится. Конечно, это не жидкостное охлаждение, он может быть не слишком красивым – но это недорогой и эффективный кулер, который оставит запас для разгона процессора. Зачем исправлять что-то, что не ломалось?

Вот лучшие предложения на Cooler Master Hyper 212 Evo:

ВИДЕОКАРТА: NVIDIA GTX 1070 TI

Видеокарта — это то место, куда направлен удар с повышением разрешения HTC Vive Pro. Системные требования для HTC Vive Pro приводят Nvidia GeForce GTX 1060 в качестве минимальной позиции, но эта видеокарта действительно сияет в разрешении 1080р. С разрешением, которое предлагает HTC Vive Pro, вам лучше потратить немного больше и вместо неё взять GTX 1070 Ti. Кроме того, у вас будет гораздо больше возможностей, если вы захотите поиграть в 4К.

Вот лучшие предложения на Nvidia GTX 1070 Ti сегодня:

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА: Z370 AORUS GAMING 7

Мы выбрали Z370 Aorus Gaming 7 в качестве лучшей материнской платы не без причины: она исключительно хороша. Опоясанная спереди и сзади RGB-подсветкой, а также всеми звоночками и свистульками, которые только предлагают современные материнские платы, вы действительно получаете то, чем можно похвастаться. И, если вы решите пойти на процессоры Intel серии К, вы можете ожидать безудержного разгона с этой материнской платы.

Вот лучшие предложения на Z370 Aorus Gaming 7 сегодня:

ПАМЯТЬ : G.SKILL RIPJAWS V SERIES

Когда речь заходит о выборе лучшей оперативной памяти для вашего ПК, мы рекомендуем получить что-то быстрое и надежное. Всё остальное является второстепенным, а G.Skill построил себе имя, создав оперативную память, которая быстро и эффективно выполняет свою работу с тактовыми частотами 2,133 МГц. К сожалению, здесь нет RGB-подсветки, но это поможет снизить затраты. Просто убедитесь, что получите хотя бы 8 гигабайт оперативной памяти.

Вот лучшие предложения на G.Skill Ripjaws V Series:

БЛОК ПИТАНИЯ: CORSAIR RM550X

Выбор лучшего источника питания для вашего ПК, способного работать с HTC Vive Pro, является одновременно одной из самых сложных и простых частей сборки. Хотя вы можете сэкономить и потратить больше на другие компоненты, вы не должны этого делать. Блок питания – компонент, на котором нельзя экономить. Вы хотите иметь здесь что-то, на что сможете положиться. И вы можете положиться на Corsair RM550x.

Вот лучшие предложения на Corsair RM550x сегодня:

ЛОКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ : INTEL 760P SSD SERIES

Вы должны спросить себя. Чувствуете ли вы себя счастливым – мы имеем в виду, как вы относитесь к времени загрузки? Ну, если вы похожи на нас, вы хотите сократить это время по максимуму. И с помощью Intel 760p SSD Series вы будете быстро попадать на каждый экран загрузки, вы даже не заметите, что они замедляют ваш опыт виртуальной реальности. Это дорогой SSD, конечно, но после его использования вы увидите, что он стоит каждой копейки.

Вот лучшие предложения на Intel 760p SSD Series сегодня:

КОРПУС: COOLER MASTER H500P MESH

Выбор корпуса, в конечном счете, сводится к двум вещам: охлаждению и эстетике. Cooler Master H500P объединяет в себе оба фактора. Построенный с нуля для повышения воздушного потока, он продемонстрирует, почему Cooler Master носит такое имя. Кроме того, с RGB-подсветкой и закаленной стеклянной боковой панелью, выглядит он сногсшибательно. Но это в конечном счете вопрос вкуса.

Вот лучшие предложения на Cooler Master H500P Mesh сегодня:

Независимо от того, что вы решите, HTC Vive Pro обязательно станет главным VR-устройством года, и вы должны собрать или купить ПК, который сможет обеспечить справедливую работоспособность.

Вопрос о том, сможет ли ПК потянуть HTC Vive, является одним из самых распространённых перед их покупкой. Девайс не являются полноценной игровой платформой. Это просто инструмент для погружения, поэтому для него нужно мощное железо. О том, какие компания огласила требования к компьютеру для H TC Vive вы узнаете далее.

Процессор

Подходящие для очков htc vive под требования для пк процессоры начинаются с Intel i5-4590 и его аналога по характеристикам AMD FX 8350. Рекомендуемый процессор: Intel i7-5820K 3,8 ГГц. Первого варианта хватит для большинства игр на средних-высоких настройках. Второй нужен уже для более серьезных задач. Например, для игры в WarThunder на максимальных настройках.

Видеокарта

Самая важная часть любой игровой сборки ПК – видеокарта. Именно от неё зависит количество выдаваемых кадров в секунду, а процессор нужен лишь чтобы видеокарта могла нормально функционировать. Минимальные требования HTC Vive к видеокарте – NVIDIA GeForce GTX 970 и её аналог AMD Radeon R9 290. Рекомендуемые видеокарты начинаются с NVIDIA GeeForce GTX 980 или двух AMD Radeon R9 290.

Слабый процессор не будет полностью раскрывать мощную видеокарту, поэтому нет смысла брать NVIDIA GeeForce GTX 980 на процессор Intel i5. Вы просто потратите деньги впустую. Для мощных видеокарт нужен соответствующий процессор.

Оперативная память

По сравнению с Oculus Rift эти очки в два раза менее требовательны к оперативке. Для работы им требуется всего 4ГБ ОЗУ. В наше время такими характеристиками может похвастаться даже офисный компьютер. Рекомендуется от 6 гб ОЗУ.

Операционная система и подключение

Как и Oculus Rift, эти очки работают на операционной системе, начиная с Windows 7 SP1. Для пользователей Windows XP следует обновиться, потому что компания Microsoft перестала поддерживать XP еще с апреля 2014.

Чтобы подключить очки виртуальной реальности HTC Vive к компьютеру необходим всего один разъем USB. Это еще один плюс перед Oculus Rift, где требовалось 2 USB разъема и 1 HDMI 1.3.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что системные требования HTC Vive похожи на его основного конкурента, хотя в некоторых моментах менее сложные. Но выбор очков виртуальной реальности остается за вами.

Тестирование систем и опыт работы с ведущими производителями позволили оптимизировать компьютеры для работы с Vive. Эти системы полностью подходят для работы с VIVE и не требуют дополнительных настроек. Благодаря передовым компонентам (от графических карт и процессоров до памяти и жесткого диска), они позволяют в полной мере оценить опыт погружения в виртуальную реальность.

VIVE VIVE Pro
Процессор Intel® i5-4590 / AMD FX 8350 или лучше
Графический процессор NVIDIA® GeForce® GTX 1060 / AMD Radeon™ RX 480, или лучше.
Оперативная память не менее 4ГБ не менее 4ГБ
Видеовыход HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2, или лучше DisplayPort 1.2, или лучше
Порт USB 1 x USB 2.0 порт или более скоростной 1 x USB 3.0 порт или более скоростной
Операционная система Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, или Windows 10 Windows 8.1 или выше, или Windows 10
Для корректной работы функции просмотра через две камеры (Dual Camera See-Through) рекомендуем обновить операционную систему компьютера, работающего с VIVE, до Windows® 10.
*необходимо скачать и установить драйвер перед VIVE Pro на Windows® 7
Рекомендуемые требования к графической карте для максимального раскрытия возможностей VR решения для бизнеса: NVIDIA GeForce GTX 1070/Quadro P5000 или выше, или AMD Radeon Vega 56/Pro WX7100/FirePro W9100 или выше.

ПРОДУКЦИЯ HP

HP OMEN уже настроен для оптимальной работы с виртуальной реальностью, создан с прицелом на развитие игровой индустрии в будущем. Благодаря гигантскому объему оперативной и внутренней памяти, готовому к разгону процессору Intel Core i7 и мощным графическим адаптерам NVIDIA GTX или AMD GPU, он с легкостью справится с самыми свежими релизами игр. Модуль жидкостного охлаждения обеспечивает бесшумную работу и эффективное охлаждение во время игры.

ПРОДУКЦИЯ ALIENWARE

Если ты являешься обладателем VR-ready Alienware ПК (нереально мощного Area-51 или Aurora, обеспечивающего легкий доступ к компонентам), ты сможешь одним из первых увидеть и испытать будущее игр. HTC и Alienware предлагают целый ряд протестированных систем, способных обеспечить непревзойденный опыт взаимодействия с виртуальной реальностью сегодня и в будущем. Регулируемая подсветка,абсолютная производительность и узнаваемый яркий дизайн, отличающие продукцию Alienware, делают её, пожалуй, идеальным выбором для работы с VIVE.

ПРОДУКЦИЯ MSI

MSI, ведущий производитель компьютеров для геймеров, известен тем, что предлагает самые передовые решения для увлечённых игроков. Игровые ноутбуки серий GE62, GT73 и VR ONE разработаны для работы с системой VIVE. Благодаря готовому к разгону процессору Intel Core i7, мощному графическому процессору NVIDIA GPU и огромному объему оперативной памяти, ты сможешь без каких-либо дополнительных настроек оборудования окунуться в мир лучшего VR-контента.

Предварительный обзор и впечатления от игр

Ни для кого не секрет, что тема виртуальной реальности (Virtual Reality, сокращенно — VR) станет ключевой в этом году. А скорее всего — и в следующие несколько лет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие компании из числа лидеров IT-индустрии сегодня инвестируют в разработки и продукты, связанные с этим направлением, причем — миллиарды долларов. Это Google, Sony, Microsoft, Samsung, Facebook, Nvidia и многие другие.

В нашем репортаже с Mobile World Congress 2016 мы рассказывали о том, что на этой выставке именно VR была в центре внимания. И, в частности, особый интерес вызвал шлем HTC Vive. Увы, тогда нам не удалось с ним познакомиться: ввиду огромного ажиотажа все 15-минутные сессии работы со шлемом были расписаны еще до начала выставки, так что нам оставалось любоваться внешним видом продукта, лежащего под стеклом, а также наблюдать за счастливчиками, сумевшими испытать новинку.

После возвращения в Москву мы пытались договориться с российским офисом HTC о возможности попробовать шлем, но безрезультатно. Тем временем, за рубежом состоялся коммерческий релиз HTC Vive. Правда, сейчас доступен только предзаказ с отгрузкой в июне 2016 года. И в Россию шлем не поставляется, и даже примерная дата выхода у нас HTC Vive не сообщается. Конечно, уже появились «серые» предложения с накруткой более чем в два раза, но нигде не указано, что шлем есть на складе — везде «под заказ».

Однако наше желание познакомиться со шлемом оказалось сильнее обстоятельств:) Нам навстречу пошла компания Nvidia (спасибо Ирине Шеховцовой!). Лидирующий производитель GPU сейчас активно занимается темой VR, и в московском офисе для нас нашелся демонстрационный экземпляр, с помощью которого мы смогли оценить и сам гаджет, и несколько будущих игровых проектов для него. А кроме того, представители Nvidia рассказали нам о своей работе по теме VR.

В этом материале мы поделимся с вами полученной информацией и впечатлениями от увиденных проектов, а также расскажем более подробно о самом шлеме. Конечно, это нельзя считать полноценным тестированием, и при первой возможности получить шлем на руки мы обязательно вернемся к этой теме, но на данном этапе ценна любая информация об HTC Vive, поэтому нам кажется важным рассказать вам все, что мы смогли узнать.

Комплектация и дизайн HTC Vive

Первое, чем поражает шлем — это своей комплектацией. В отличие от простеньких устройств типа Samsung Gear VR, где в коробке ничего кроме шлема и всякой мелочевки нет, HTC Vive чем-то напоминает домашний кинотеатр: вы получаете множество компонентов, которые надо правильно подключить. Итак, набор включает:

  • Сам шлем
  • Два одинаковых беспроводных контроллера
  • Коннектор, через который шлем подключается к компьютеру и питанию
  • Два кубика, называемых «базовые станции»
  • Наушники и прочая мелочевка

Подключается это следующим образом. Шлем подсоединяется к коннектору тремя кабелями: HDMI, USB и питание. Коннектор — к электрической розетке, а также к компьютеру, кабелями HDMI и USB. Далее, под потолком по углам комнаты по диагонали надо повесить две базовых станции. Это излучатели инфракрасных лучей, которые определяют положение в пространстве вашего шлема и контроллеров. Выглядят эти базовые станции, как миниатюрные колонки-пищалки, и догадаться о том, что это нечто иное, можно только по отсутствию динамиков. Однако через камеру инфракрасные лучи становятся видимыми.

Рекомендуется повесить эти базовые станции на расстоянии около трех метров друг от друга. Тогда они будут полностью покрывать площадь квадрата, углы которого они обозначают. Но нет большой проблемы, если расстояние между ними будет побольше, просто тогда в пространстве между ними возможны мертвые зоны.

Не менее интересны в этом наборе контроллеры. Они выполнены из пластика и имеют необычную форму. Зачем это круглое отверстие на конце — никто объяснить нам не смог. Возникло предположение, что для полноценного экспириенса во время просмотра VR-порно (гусары, молчать!).

Впрочем, это далеко не единственная интересная деталь контроллеров (хотя и самая необъяснимая). Важнее, что здесь есть курок, круглая кнопка-площадка, а также несколько других кнопок. И все это может использоваться по-разному в зависимости от игры. Например, в игре Arizona Sunshine нажатие на круглую кнопку позволяет перезарядить пистолет, а в одной из демок с помощью нее можно телепортироваться на выбранный участок локации.

Разумеется, основное использование этих контроллеров — стреляющее оружие (пистолеты и пр.). Мечтали пострелять с двух рук, как герои боевиков? С HTC Vive эта мечта становится реальной. Виртуально-реальной:) Один из самых поразительных моментов — когда вы, находясь в шлеме, можете в деталях рассмотреть свой виртуальный пистолет, повернув его под любым углом — как будто это настоящий предмет. При этом, происходит некоторый когнитивный диссонанс: ваша ладонь ощущает одну форму (пусть и схожую с пистолетом, но все-таки не совсем идентичную), а глаза видят нечто иное. Интересное ощущение.

Еще одно ценное качество контроллеров — встроенные вибромоторы для обратной связи. Это поднимает реализм еще на одну ступеньку. Например, вставляя стрелу в лук и разводя руки для выстрела, вы ощущаете, как тетива натягивается. То есть вибромоторы создают очень правдоподобное тактильное ощущение.

Заметим, что контроллеры полностью одинаковы, но один воспринимается системой как левый, а другой — как правый. При желании вы можете без проблем их поменять в руках. И это может быть полезно не только для левшей, но и, например, в тех проектах, где в одной руке у вас щит, а в другой — пистолет (в зависимости от игровой ситуации и личных предпочтений щит бывает удобнее держать в правой руке или левой).

На поверхности контроллеров можно заметить ряд небольших круглых углублений — таких «ямочек». Эти «ямочки» как раз и нужны для того, чтобы принимать инфракрасные лучи от базовых станций. По ним происходит позиционирование контроллеров в пространстве. Такие же «ямочки» (только существенно более крупного размера) есть и на самом шлеме — с той же целью. Выглядит забавно: такая бугристая поверхность — как будто Луна с кратерами.

Одно из ключевых отличий HTC Vive от тех шлемов, которые мы тестировали раньше — наличие собственного экрана. Если в Samsung Gear VR, а также еще более простых шлемах Homido, Fibrum, Smarterra используется экран смартфона, который вы вставляете в них, то в HTC Vive ничего вставлять не надо. Там есть собственный дисплей, обеспечивающий изображение разрешением около 1080р на каждый глаз. Это больше, чем могут предложить даже смартфоны с дисплеем 2560×1440. Поэтому изображение в HTC Vive менее зернистое, сетка не так отчетливо видна, как в вышеперечисленных шлемах. Понятно, что когда появятся смартфоны с еще более высоким разрешением, то тут уже у HTC Vive преимущества не будет, но пока единственный смартфон с заявленным разрешением выше 2560×1440 — это Sony Xperia Z5 Premium, у которого, по утверждению производителя, 3840×2160, однако в реальности это не совсем так (смотрите наше расследование!). Поэтому пока что картинка в HTC Vive самая лучшая из всех, что мы видели в VR-шлемах. Еще не идеал, но уже достаточно для того, чтобы можно было думать о происходящем в кадре, а не рассматривать пиксели.

Еще один важный момент — широкий угол обзора. Во многих шлемах есть ощущение того, что вы смотрите сквозь некое окно, то есть слева и справа поле зрения немного загораживается стенками шлема. В HTC Vive такого ощущения не было. Вы надеваете шлем — и сразу попадаете в другую реальность, где вам ничего не мешает и почти ничего (кроме, прежде всего, тактильных ощущений) не напоминает об иллюзорности всего этого.

Что касается тактильных ощущений (теперь уже в отрицательном плане), то они действительно есть, и это пока одна из главных проблем шлемов. HTC Vive — одно из самых тяжелых VR-устройств. Да, у него хорошо продуманная система подгонки и фиксации ремней, чтобы он плотно сидел на голове, а контакт с лицом не причиняет дискомфорта благодаря поролоновой накладке. Вдобавок к этому, на шлеме есть рычажок, позволяющий отрегулировать расстояние между линзами, подобрав оптимальное значение для себя. И все бы ничего, но уже минут через 15 пребывания в шлеме у вас взмокают волосы (особенно у лба и висков), а еще через 15 минут начинает уставать лицо. Если в этот момент вы снимете шлем, то испытаете облегчение. Кроме того, немного мешают кабели от шлема, которые касаются либо вашей шеи, либо спины, либо плеча (в зависимости от того, где расположен хаб, к которому подключен шлем). В общем, время комфортного пребывания в HTC Vive варьируется от 15 минут до получаса для новичков и, наверное, не более часа для бывалых.

Впечатления от игр и демо-версий

Пока что с контентом для VR-шлемов и HTC Vive большие проблемы. Хотя HTC Vive формально уже доступен в продаже, нельзя сказать, что вместе со шлемом пользователь может сразу приобрести какие-либо полноценные серьезные игры на уровне тех, с которыми обычно запускают новые консоли. Однако всевозможных демо-сцен, небольших игр и прочих развлекушек для HTC Vive существует уже немало, то есть мы вполне можем оценить механику, возможности по части графики и прочие аспекты.

Доступ к контенту для HTC Vive можно получить с помощью популярного игрового сервиса Steam. Там доступен специальный раздел , в котором можно открыть список проектов специально для HTC Vive. На момент написания статьи в этом списке было 189 наименований. Из них 161 — это игры, а остальное — демо-версии, бенчмарки и прочие программы. Из этой 161 игры 125 доступны для загрузки, остальное выйдет в будущем (у каких-то проектов дата релиза есть, у каких-то — только coming soon или месяц выхода).

Что касается цен, то в основном игры стоят 400-500 рублей, хотя есть и более дешевые (вплоть до 79 рублей) и даже совсем бесплатные.

Поскольку времени у нас было не так много, мы решили попробовать несколько совершенно разных проектов, чтобы понять, на что в принципе способен HTC Vive и как его аппаратные возможности можно использовать в разных жанрах.

Arizona Sunshine

Этот зомби-шутер в декорациях Дикого Запада должен выйти в 2016 году. Пока же нам доступно несколько небольших сцен, где мы с помощью пистолета отстреливаемся от ползущих на нас нежитей.

С точки зрения механики — ничего особенного, но больше всего поражает графика, действительно достойная крупного проекта. Вряд ли это так впечатляло бы в традиционном варианте — с картинкой на мониторе, однако когда вы можете посмотреть вверх и увидеть голубое небо и пролетающих птиц, вниз — и скользнуть взглядом по выжженной аризонской земле, сделать шаг влево-вправо, то появляется совсем другое ощущение.

Короткое демо-видео поможет оценить эффект присутствия.

Говоря о механике, отметим, что перезарядка оружия здесь происходит именно с помощью круглой кнопки на контроллере. То есть после каждых шести выстрелов курком нам надо не забыть перезарядить обойму.

Space Pirate Training

Очень впечатляющая игра — Space Pirate Training. Мы находимся на палубе космического корабля, и нас атакуют вражеские дроны. Они стреляют в нас лазерными лучами, но и мы можем отстреливаться, причем двумя пистолетами сразу.

Кроме того, один из пистолетов мы можем заменить на щит, которым можно закрываться от выстрелов дронов. Но и это не все! Чтобы уворачиваться от лазерных лучей, игроку надо приседать, наклоняться и передвигаться по комнате. И здесь проявляется одна из ключевых особенностей HTC Vive: отслеживание положения игрока в пространстве.

Cloudlands

Еще один любопытный VR-проект — мини-игра в гольф Cloudlands. Правда, это не совсем классический гольф в плане локации (вместо большого поля здесь различные хитроумные строения), но суть игры та же: надо закатить шарик клюшкой в лунку.

Клюшкой мы управляем с помощью одного из контроллеров. Причем, поведение клюшки в пространстве в точности соответствует движениям контроллера. И это еще одно наглядное доказательство того, чем шлемы типа HTC Vive превосходят Samsung Gear VR и тому подобные решения — там в принципе была бы невозможна такая игра.

В качестве минуса отметим, что графика здесь попроще. Даже значительно проще, чем в Arizona Sunshine. И это напоминает нам о том, что сам факт того, что игра создается для HTC Vive, вовсе не означает высочайшего качества графики. Хотя производительность здесь требуется ничуть не меньшая (обе игры мы пробовали на одной и той же конфигурации).

Valve The Lab

Пожалуй, одна из самых интересных демо-сцен для HTC Vive — The Lab от Valve. Здесь мы находимся на неком заводе, где движется конвейер, стоят столы с какими-то бумагами и предметами, лежат горы ящиков... На одном из столов вы можете найти лук и стрелы. Взяв их, вы можете стрелять из лука, натягивая одним контроллером тетиву, а другим — направляя лук.

Стрелять можно куда угодно, конкретной цели нет (на то она и демка, а не настоящая игра), но самое сложное — попасть по объектам на движущемся конвейере (надо стрелять с небольшим опережением), а самое веселое — разрушать горы ящиков. На этом, впрочем, развлечения не заканчиваются. Под ногами у вас бегает собачонка-робот, которую вы можете погладить или кинуть ей какой-то предмет — все невероятно реалистично!

Кроме того, вы можете подходить к столам (или телепортироваться к ним), брать с них разные предметы, как-то взаимодействовать с ними (например, подбрасывать и ловить мячик или запускать квадрокоптер). Несмотря на отсутствие конкретной задачи, эта демка невероятно затягивает именно ощущением безграничной свободы и реалистичности по взаимодействию с предметами. Ну и стрельба из лука — это, конечно, интересный опыт, который, очевидно, в таком виде не может быть повторен на более простых шлемах.

Аппаратные требования HTC Vive и разработки Nvidia

Очевидно, что отображение картинки 360 градусов, да еще и с разрешением Full HD на каждый глаз — задача, требующая довольно серьезной аппаратной производительности ПК, к которому вы подключаете шлем. По утверждению Nvidia, для VR-игр нужно в семь раз больше вычислительных ресурсов, чем для обычных 3D-игр, если сравнивать проекты со схожим уровнем графики. При этом, частота обновления картинки должна составлять не менее 90 fps для комфортной игры.

  • GPU: Nvidia GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290;
  • CPU: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;
  • Оперативная память: 4 ГБ или больше;
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2

Ключевой элемент конфигурации — это, конечно, GPU. В том компьютере, с которым мы пробовали шлем, стояла Nvidia GeForce GTX 980, и картинка была абсолютно гладкая.

Специально для обозначения компьютеров, подходящих для VR, Nvidia разработала маркировку GeForce GTX VR Ready. Наличие такого знака на устройстве означает, что его возможностей достаточно для комфортного использования шлемов HTC Vive и Oculus Rift. Из ноутбуков такую маркировку получили пока только несколько игровых моделей MSI из серий GT72S 6QF и GT80S 6QF (обзор одной из этих моделей вы можете найти на сайт).

Впрочем, усилия Nvidia направлены не только на потребителей финального продукта и разработку графических чипов, но и на облегчение задачи создателям игр и шлемов. Для них был выпущен SDK VRWorks. Этот программный набор представляет технологии, обеспечивающие более эффективное использование графических ресурсов в VR, а также помогает ПК-системе правильно распознать шлем при подключении. Сообщается, что VRWorks интегрирован в игровые движки Unity, Unreal Engine и Max Play, а также поддерживается шлемами HTC Vive и Oculus Rift.

Среди технологий, доступных в SDK VRWorks, стоит отметить две: Multi-Res Shading и VR SLI. Multi-Res Shading позволяет сэкономить ресурсы за счет того, что в полном разрешении (Full HD) отрисовывается только та часть картинки, которую видит пользователь, то есть которая находится во фронтальной плоскости, перед глазами. Соответственно, то, что сзади или сбоку, отрисовывается в меньшем разрешении, за счет чего и происходит снижение нагрузки на GPU.

VR SLI же позволяет использовать связку из двух видеокарт таким образом, чтобы одна из них отрисовывала картинку для одного глаза, а другая — для другого. Таким образом, производительность каждой из видеокарт можно задействовать по максимуму.

Надо сказать, что сейчас Nvidia очень активно работает над темой VR и видит в ней будущее для всей игровой индустрии. Представители компании взаимодействуют с разработчиками и готовы им оказывать помощь в оптимизации игр для VR, также Nvidia плотно работает с HTC и Oculus. В общем, хотя сама Nvidia не производит ни шлемов, ни контента для них, прилагаемые компанией усилия в сфере VR очень существенны, и это лишний раз убеждает нас в том, что эпоха VR уже наступила, поскольку суммарные усилия такого количества лидеров индустрии просто не могут не дать в итоге впечатляющий результат.

Предварительные выводы

HTC Vive на данный момент — пожалуй, самый продвинутый шлем виртуальной реальности, позволяющий получить максимально полное представление о возможностях и перспективах VR. Правда, мы не видели последнюю версию Oculus Rift, но продажи коммерческой версии начнутся только в августе, и то далеко не везде. России пока даже в обозримых планах нет (как и российского офиса Oculus), так что почти наверняка на наш рынок сначала выйдет HTC Vive, и только затем уже Oculus.

Правда, HTC Vive дороже: 800 долларов против 600 у Oculus. Но зато у Vive немного ниже системные требования (4 ГБ оперативной памяти, а не 8 ГБ, и не нужно три порта USB 3.0). При случае мы обязательно сравним коммерческие версии Oculus Rift и HTC Vive, но пока можно сказать наверняка, что это совсем иной уровень VR-ощущений, чем в шлемах со смартфонами внутри. Картинка лучше, игры лучше, плюс у вас существенно расширяется арсенал взаимодействия с игровыми объектами благодаря контроллерам и отслеживанию положения шлема (гироскоп и акселерометр в смартфонах такую точность обеспечить не могут).

Главные проблемы — это сложность инсталляции (установка шлема будет для пользователя чем-то сродни сборке домашнего кинотеатра, то есть это куда сложнее, чем с теми же смартфонными шлемами), высокие требования к производительности (в частности, невозможность играть с ноутбуками, если не считать нескольких очень дорогих и массивных моделей), наконец, физическая утомляемость при сколько-нибудь продолжительном пребывании в шлеме. Ну и, конечно, проблема с контентом, но здесь ситуация будет постепенно меняться, и уже через полгода картина должны быть совсем иной.

В общем, как и любая новаторская технология или новый класс устройств, на данном этапе HTC Vive — это, конечно, удел энтузиастов и тех, кто хочет заглянуть в будущее. Но в том, что это действительно окно в будущее — мы уже не сомневаемся.

В заключение статьи предлагаем посмотреть наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive:

До сих пор для работы со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift VR требовался весьма мощный компьютер, стоимостью от 1000 долларов США. Но теперь, как сообщается , подключать гаджет пользователи смогут и к игровым системам среднего уровня - ценой около 500 долларов.

Компания Oculus объявила о запуске новой функции, которая снижает минимальные системные требования к ПК для очков виртуальной реальности Rift.

В двух словах напомним характеристики шлема: это два OLED-дисплея с суммарным разрешением 2160 × 1200 пикселей с частотой обновления 90 Гц, встроенная акустическая система с поддержкой объемного звучания, акселерометр, гироскоп и магнитометр. За отслеживание изменений положения головы в пространстве отвечает отдельный компактный датчик высотой около 15 см в виде цилиндра, размещенного на подставке.

Однако разработчики Oculus Rift добавили поддержку новой функции Asynchronous Spacewarp (ASW) в шлем виртуальной реальности, что снизило его системные требования и позволило играть в VR-игры с вдвое меньшей частотой кадров. Таким образом, игры в очках виртуальной реальности можно проходить даже при 45 кадрах в секунду, а значит и запускать их на более слабых компьютерах.

Вот так игры с использование Asynchronous Spacewarp выглядят в 45 Гц по сравнению с 90 Гц:

Asynchronous Spacewarp работает по принципу интерполяции и позволяет добавлять несуществующие кадры, если fps опускается ниже 90 кадров в секунду. Принцип работы ASW сводится к следующему: система сравнивает два последних визуализированных кадра, определяет движения между ними и экстраполирует компоненты сцены для создания новых синтетических кадров. Благодаря этому синтетические кадры оказываются приближены к полноценно визуализированным кадрам, которые они заменяют.

А здесь видно, как третий кадр (Frame generated) добавляется на основе интерполяции по двум предыдущим кадрам:

Так, если ПК не может выдавать более 45 к/с, технология Oculus компенсирует нехватку кадров, что сокращает время рендеринга, а также снижает ощущения тошноты и укачивания (особенно при быстрых движениях головой, когда картинка не поспевает за движениями человека). Несмотря на это, компания по-прежнему призывает разработчиков оптимизировать игры к фреймрейту 90 к/с, не полагаясь на AWS.

Теперь пользователи смогут довольствоваться компьютером с процессором уровня Intel Core i3, оснащенным 8 Гбайт оперативной памяти и графическим ускорителем серии AMD Radeon RX 470 или NVIDIA GeForce GTX 960.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.