Сетевое планирование - метод управления, основанный на использовании математического аппарата теории графов и системного подхода для отображения и алгоритмизации комплексов взаимосвязанных работ, действий или мероприятий для достижения четко поставленной цели. Наиболее известны практически одновременно и независимо разработанные метод критического пути - МКП и метод оценки и пересмотра планов - PERT. Применяются для оптимизации планирования и управления сложными разветвленными комплексами работ, требующими участия большого числа исполнителей и затрат ограниченных ресурсов. Основная цель сетевого планирования - сокращение до минимума продолжительности проекта. Задача сетевого планирования состоит в том, чтобы графически, наглядно и системно отобразить и оптимизировать последовательность и взаимозависимость работ, действий или мероприятий, обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей. Для отображения и алгоритмизации тех или иных действий или ситуаций используются экономико-математические модели, которые принято называть сетевыми моделями, простейшие из них - сетевые графики. С помощью сетевой модели руководитель работ или операции имеет возможность системно и масштабно представлять весь ход работ или оперативных мероприятий, управлять процессом их осуществления, а также маневрировать ресурсами. Наиболее распространенными направлениями применения сетевого планирования являются:

  • · целевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки сложных объектов, машин и установок, в создании которых принимают участие многие предприятия и организации;
  • · планирование и управление основной деятельностью разрабатывающих организаций;
  • · планирование комплекса работ по подготовке и освоению производства новых видов промышленной продукции;
  • · строительство и монтаж объектов промышленного, культурно-бытового и жилищного назначения;
  • · реконструкция и ремонт действующих промышленных и других объектов;
  • · планирование подготовки и переподготовки кадров, проверка исполнения принятых решений, организация комплексной проверки деятельности предприятий, объединений, строительно-монтажных организаций и учреждений.

Использование методов сетевого планирования способствует сокращению сроков создания новых объектов на 15-20%, обеспечению рационального использования трудовых ресурсов и техники.

В сетевом моделировании строительного производства Используется два основных понятия: сетевые модели и сетевые графики. Сетевые модели бывают разные в зависимости от характера объекта строительства, целей и ряда других показателей. Классифицируются сетевые модели по следующим основным признакам:

  • 1. по виду целей - одноцелевые модели и многоцелевые (например, при строительстве разных объектов, возводимых одной строительной организацией; 2.по числу охвата объектов: частная модель и комплексная (например, на один объект и на весь промышленный комплекс завода);
  • 3. по характеру оценок параметров модели: детерминированные (с заранее и полностью обусловленными данными) и вероятностные (учитывающие влияние случайных факторов);
  • 4. модели с учетом целевой направленности (временные, ресурсные, стоимостные).

Элементами сетевого графика являются (при типе "вершины - события") являются:

  • 1. работа - процесс, требующий затраты времени и ресурсов (например, рытье котлованов, бетонирование фундаментов, монтаж колонн и т.д.;
  • 2. событие - факт окончания одной или нескольких работ, необходимых и достаточных для начала одной или нескольких последующих работ, не требующий затрат ни времени, ни ресурсов (например, окончание рытья котлованов, бетонирование фундаментов, устройство кровли и т.д.);
  • 3. ожидание - технологический и организационный перерыв между работами, требующий только затраты времени (например, твердение бетона, сушка штукатурки и т.д.);
  • 4. зависимость (или фиктивная работа) - элемент сетевого графика, который вводится для отражения правильной технологической взаимосвязи между работами, не требующая затраты ни времени, ни труда исполнителей (как, например, завершение копки траншеи на 1-й захватке и возможность начала укладки фундаментных блоков на этой же захватке);

Для элементов сетевого графика приняты следующие обозначения: Работы и ожидания изображают сплошными линиями со стрелками, направленными по ходу технологического процесса (слева направо); события - кружками, а зависимости - пунктирными линиями со стрелками. События нумеруются одним числом, а работы - двумя (номером предшествующего и последующего событий).

Длина линий со стрелками может быть принята произвольной, но иногда сетевой график строят в масштабе времени, т.е. привязанной к календарным дням работы. Наименование работы указывают над стрелкой, а продолжительность работы (n) - под стрелкой.

Элементы сетевого графика приведены в таблице 3.

Таблица 3 -основные элементы сетевого графика.

фиктивная работа

1.Сущность и значение метода сетевого планирования и управления. Основные элементы сетевого графика.

2.Общие принципы построения сетевого графика. Параметры сетевого графика.

3.Аналитический и графический расчет сетевого графика. Оптимизация сетевого графика. 4.Планирование и управление строительным производством на основе сетевых графиков.

1.Сущность и значение метода сетевого планирования и управления. Основные элементы сетевого графика.

Сетевой график – схематическое изображение процесса строительства одного объекта или комплекса объектов, в котором в наглядной форме показывается последовательность выполнения работ и приводятся как технологические, так и организационные их взаимосвязи.

Метод сетевого планирования помогает устанавливать зависимость продолжительности строительства от сроков выполнения отдельных видов работ.

Сетевая модель позволяет:

Четко отобразить структуру проекта и установить взаимосвязь отдельных разделов;

Прогнозировать критические работы;

Более эффективно использовать ресурсы;

По-новому подойти к учету и отчетности в строительстве и др.

Основные элементы сетевого гра­фика:


Конечное

Начальное

Фиктивная


1.работа – производственный процесс, требующий затрат трудовых, материальных ресурсов, а также времени (сплошная линия со стрелкой наимен.работы)

Продолжит., число раб. в смену

2.событие – начало или окончание одной либо нескольких работ. Каждому событию присваивается номер (код). Все работы ограничиваются двумя событиями. Изображается кружками. Событие бывает начальное и конечное.

3.ожидание – это организационный или технологический перерыв между работами, не требующий затрат ресурсов, но занимающий время (например, естественная сушка штукатурки).

4.зависимость (фиктивная работа) – не связана с расходом ресурсов времени и вводится для отражения взаимосвязей между реальными работами. Показывается пунктирной линией со стрелкой

5.путь – непрерывная линия, характеризующая продолжительность работ от начального до конечного события в сетевом графике. Длина пути – это сумма продолжительностей работ, находящихся на данном пути.

В сетевом графике между начальным и конечным событиями может быть несколько путей. Путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим (обозначается двумя сплошными линиями), а работы, входящие в состав критического пути – критическими.


2.Общие принципы построе­ния сетевого графика. Параметры сетевого графика.

Построение сетевого графика ведется по определенным правилам:

1. Направление стрелок – слева направо. Код начального события меньше кода конечного события.

2. Графики должны иметь простую форму, по возможности без пересечения векторов. Большинство работ следует изображать горизонтальными линиями.

3. На графике не должно быть «тупиков» (замкнутых контуров).

4. Между двумя событиями может быть только одна работа.

5. Если после окончания двух работ можно начинать третью, а по окончании каждой из них – другие работы, то показываются зависимости между событиями.

6. Не допускаются события, из которых не выходит ни одна работа (кроме конечного).

Сетевой график – сетевая модель, отражающая технологические и организационные взаимосвязи процесса производства СМР, с рассчитанными временными показателями. Отображается в виде графика, состоящего из стрелок и кружков. В основе построения лежат понятия «работа» и «событие».

    Оперативность руководства

    Учет внешних работ

    Учет перспектив ресурсов

    Легко корректируемая ситуация

Особенности:

    Наличие взаимосвязи между работами и технологической последовательностью их выполнения

    На основе графика можно выявить работы, от исполнения которых в срок зависит продолжительность всего строительства

    Возможность вариантной проработки

    Облегчение внесения коррективов без изменения конечного результата

Основные элементы:

    Работа – непосредственно сам процесс, требующий затрат времени, материальных ресурсов и приводящий к достижению определенных результатов

    Ожидание – процесс, требующий только затрат времени (технологический и\или организационный перерыв)

    Зависимость – вводится для отражения взаимосвязи работ (стрелка со штрих. линией)

    Событие – фактическое окончание одной или нескольких работ, необходимое и достаточное для начала следующей работы

    Путь – определенная последовательность от одного события к другому

Критический путь – полный путь, имеющий наибольшую длину (продолжительность).


16 Основные положения по организации материально-технической базы строительства

Материально-техническая база строительства (МТБ) -Система предприятий по производству строй. материалов, деталей и конструкций, предприятий по эксплуатации и ремонту строй. машин и транспорта, стационарные и передвижные производственные установки, энергетическое и складское хозяйство строй. организаций, научно-исследовательские, проектные и др.учреждения и хозяйства, обслуживающие строительство.

Поставщик орудий труда для строительства являются промышленность машиностроения.матереалы, изделия, конструкции для строительства поставляют предприятия:строй. индустрии, т.е. предприятия отрасли "строительство", состоящие на самостоятельном промышленном балансе или балансе срой. организаций.промышленности стротельных материаловдругих отраслей промышленности- металлургической, химической, лесной и деревообрабатывающей и т.д.

Источники поставок МТ снабжение строительства ведется по прямым договорам с производителями или через разнообразную сеть посреднических торговых организаций.К предприятиям строй индустрии относят заводы и полигоны по производству сборных бетонных и железобетонных конструкций(кроме предприятий, подчиненных промышленности строительных материалов); заводы и цехи строительных и технологических металлоконструкций, электро и санитарно-технического оборудования, арматуры и закладных деталей для монолитного железобетона; заводы и цехи товарных смесей.В строительном тресте следует различать производственную и производственно- комплектовочную базу. Первая предназначена для изготовления материалов и конструкций, вторая- для повышения заводской готовности материалов и комплектаций. При небольших объемах производства СМО имеет единую производственно- комплектовочную базу, а при больших масштабах пром. деятельности обе составляющие базы выделяют в отдельные структуры.

Пром. предприятия строй. организаций (приобъектные, местные) предназначены для снабжения объектов строительства, удаленных от основной базы. К ним относятся небольшие полигоны (цехи) бетонных ж/б изделий, стационарные и передвижные установки товарных смесей, ремонтно-механические мастерские и автохозяйства.

Оптовая торговля МТР проводится через оптовые базы, товарно сырьевые биржи, оптовые ярмарки.

Территориально- снабженческие базы осуществляют оптовые закупки и поставки всех ресурсов, необходимых строй организациям, как правило, на основе долговременных прямых договоров.

Оптово-розничные магазины -базы служат основным источником снабжения индивидуальных застройщиков и небольших строительных организаций.

Стоимость МТР:

1. стоимость покупки;2. стоимость доставки;3. стоимость хранения;4. стоимость недостачи и потерь.

ЦИКЛ СНАБЖЕНИЯ:

1. Определение потребности в период проектирования и составления смет. 2. Разработка проектных характеристик, требуемых для того или иного изделия, детали, конструкции. 3. Расчет необходимого количества элементов и подготовки спецификации. 4. Составление заявки с указанием предъявляемых требований. 5. Затребование предложений о поставке с указанием цены или путем организации тендера. 6. Получение и рассмотрение предложений. 7. Выпуск ордера на закупку, заключение договора на поставку, субподряд или лизинг. 8. Подготовка и представление продавцом или субподрядчиком рабочих чертежей или образцов. 9. Рассмотрение и утверждение представляемых РЧ или образцов подрядчиком и представителем владельца (архитектором или инженером). 10. Изготовление продукта продавцом или субподрядчиком. 11. Упаковка, доставка и проверка доставленной продукции. 12. Приемка или отказ от приемки владельцем (или eгo представителем), выдача гарантий в случае приемки, внесение необходимых исправлений. 13. Хранение и подготовка к использованию на стройплощадке. 14. Подготовка к установке, установка и проверка в проектном положении.

Не все виды поставок требуют перечисленной выше последовательности. Выдав, например, ордер на поставку товарной бетонной смеси, для получения очередной партии достаточно позвонить поставщику. В тоже время заказ сложного оборудования с использованием, например, смешанного транспорта, включая, например, морской фрахт, может потребовать более сложного, чем перечисленного выше, процесса.

Календарное планирование снабжения. Снабжение-система, взаимосвязанная с планированием работ и контролем за их исполнением. Cyществует несколько технических подходов в решении этой задачи.

Первый состоит во включении этапов снабженческого процесса в общий план работ, КП или СГ. Трудность этого варианта в том, что детальное отображение всех шагов (14 и более) по обеспечению даже oгpaниченного набора ресурсов будет доминировать в расписании и затруднять eгo чтение.

Второй подход состоит в разработке отдельного графика снабжения, но увязанного со сроками ведения СМР, так называемого модульного графика (вручную или на компьютере). Например, в СГ строительства объекта необходимость поставки к определенной дате обозначается одним событием или одной работой «Поставка комплекта дверей», в Которой скрыты все шаги по обеспечению этого ресурса. Может быть обозначен лишь ранний (или поздний) срок. Детальное, с указанием каждого шага, расписание должно быть разработано отдельно в виде КП или СГ, или в виде матрицы на бумаге или в электронной форме с перечислением продукта, поставщика, стоимости, начала и окончания каждого шага до укладки в дело, раннее начало работы и запас времени между поставкой на место работы и РН. Но и при самой хорошей организации мoгyт возникнуть ситуации, требующие корректировочных действий, например, если какой-нибудь материал потребовался раньше, чем было предусмотрено по согласованному графику. Здесь решающая роль принадлежит опытным агентам, Haходящим пути и средства соблюдения графика строительства. Такими альтернативными решениями могут быть: привлечение дополнительных поставщиков, изменение способов доставки (вместо железнодорожного транспорта автомобильный, авиационный и т.п.).

В идеале хорошо организованный поток материалов должен обеспечить подачу автомашин под загрузку непосредственно в точку, где это необходимо, и в точно назначенное время.

Приемка материальных ресурсов одна из важнейших операций в процессе снабжения строительства производится путем тщательной проверки количества, комплектности и качества поступающей продукции, а также оформления ее соответствующей учетной документацией в установленном порядке. Соответствие всех материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям государственных стандартов (ГOCT), технических условий (ТУ) и проектной документации является обязательным для обеспечения качества строительной продукции, долговечности зданий и сооружений.

Учет и контроль в снабжении достигается фиксацией наличия, поступления и расходования материальных ресурсов с помощью действующей системы документов. Для тoгo, чтобы иметь достоверную информацию о наличии тех или иных ресурсов, необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строительной организации документы первичного учета приходные и расходные ордера, накладные, счета фактуры и т. п. За использованием материальных и энергетических ресурсов установлено систематическое наблюдение путем представления статистических отчетов об их расходовании вышестоящим органам по подчиненности.

Отпуск материалов для производства СМР должен проводиться на основе лимитной системы. В основе этой систеl\1Ы лежит предварительный обсчет по проектно-сметной документации и утвержденным нормативам pacхода необходимого для строительства объекта количества материалов. Эти данные работники производственно технического отдела строительного управления заносят в лимитную карту, которая является единым первичным учетным документом, регламентирующим отпуск материалов с начала до конца строительства данного объекта. Отпуск материалов сверх установленнoгo лимита допускается только с разрешения главного инженера строительного управления. Получение такого разрешения связано с проверкой причин завышения лимита и, в необходимых случаях, взыскания с лиц, допустивших необоснованный перерасход материала.

17 Организация производственно-технологической комплектации строительства

Технологическая комплектация - это процесс синхронного комплектного обеспечения строящихся объектов сборными конструкциями, деталями, полуфабрикатами и материалами в строгой увязке с темпом и технологической последовательностью работ.

Принципиальное отличие органов комплектации от действующих в большинстве строительных организаций органов снабжения состоит в том, что управление комплектации является комбинированным органом, в деятельности котopoго сочетаются три основные функции материального обеспечения: снабжение переработка комплектация:

1 снабженческая деятельность состоит в получении всех материальных ресурсов независимо от источников поступления;

2 промышленная деятельность заключается в переработке материалов и изделий для подготовки к непосредственному использованию на строительных работах и изготовлению нетиповых и несерийных конструкций, деталей и полуфабрикатов;

3 комплектация материалов и изделий состоит в централизованной доставке их на строительство в соответствии с утвepжденными графиками производства работ, как завершающей стадии материального обеспечения строительства.

Комплектация предъявляет особое требование к способу доставки, которое может быть сформулировано как принцип бесперегрузочной дocтавки материала в зону рабочего места.

    Пакетирование

    Контейнеризация (и как следствие внедрение большегрузных контейнеров для сокращения траспортных расходов)

Унифицированная нормативно технологическая документация по комплектации (УНТДК ) объектов строительства в составе ППР - это комплекс документов, являющихся проектом технологической комплектации объекта. УНТДК выполняют в период подготовки строительства на весь объект в целом или на объем работ планируемого года. Учет решений, принятых в ППР, обеспечивает синхронизацию процесса комплектации с графиком производства работ. Привязку типовой УНТДК к местным условиям или разработку на индивидуальный объект выполняют в отделах подготовки производства работ СМО или по заказу строительных организаций специализированными фирмами по технологическому проектированию строительства. Разработка УНТД связана с формированием технологических, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов.

УНТДК является единой нормативной базой планирования:

1. материально-технического снабжения;

2. изготовления продукции и повышения строительной готовности изделий в промышленных подразделениях СМО;

3. организации процесса комплектации, включая централизованную доставку ресурсов в рабочую зону.

Исходными данными для разработки системы УНТДК служат:

1 проектная документация;

2 основные решения ППР, касающиеся последовательности и технологии выполнения работ (КП и технологические каты);

3 действующие нормативы расхода материальных ресурсов;

4 сведения о поставщиках, средствах транспорта и парке контейнеров.

Виды комплектов:

    Технологический (СК,изделия и пр, необходимый для выполнения определенного комплекта работ)

    Поставочный (поставляется с 1 завода на объект в соответствии со сроками и технологией)

    Монтажный (предназначен для сборки монтажного узла)

    Рейсовый (часть монтажного, поставляемого на 1 транспортном средстве – в 1 рейс)

Принцип конструктивности: состав комплектации формируется т.о., чтобы он был необходимой и достаточной частью для обеспечения простарнственной устойчивости здания и его частей.

Принцип технологичности: совокупность ресурсов комплекта обеспечивает непрерывность ведения работ в соответствии с ППР

Состав и последовательность разработки УНТДК

Состав УНТДК по комплектации включает следующие документы:

1. карточку реквизитов объекта;

2. схемы образования технологических комплектов;

3. комплектовочно- технологические карты; (состав и сроки формирования комплектов в соответствии с графиком производства работ; выполняются на КЖ, КМ, КД, арматуру, бетон и пр.)

4. сводную комплектовочно технологическую карту;

5. таблицу стоимости технологических комплектов;

6. типовой график комплектации объекта по поставщикам;

7. транспортно комплектовочный график; (входит в состав УНТДК только при монтаже «с колес»)

8. расчет стали и бетона;

9. технологические карты повышения строительной готовности изделий и материалов.

Комплектовочно- технологическая карта (КТК) - основной документ УНТДК, определяющий состав и сроки формирования комплектов в соответствии с графиком производства работ.

18 Организация и эксплуатация парка строительных машин

Комплексная механизация - метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве, осуществляемая одной или несколькими машинами. При большом количестве операций применение комплекта машин значительно повышает производительность.

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в строительных машинах на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. В норматив потребности входят основные виды строительных машин для выполнения работ собственными силами строительных организаций, а также учтены потребности в машинах производственных предприятий, находящихся на строительном балансе.

На стадии ППР потребность в строительных машинах определяют исходя из физических (сметных) объемов работ, подлежащих выполнению одним из двух способов:

1 по нормам затрат машинного времени СНиП (ч. IV «Сметные нормы»);

2 по нормам выработки машин, устанавливаемым соответствующими ведомствами с учетом местных условий строительства.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Формы организации и структура парка строительных машин зависят от формы и структуры строительно-монтажной организации, которую он обслуживает, видов и объемов выполняемых работ и определяются степенью территориальной концентрации строительства. Перечисленные факторы предопределяют возможность специализации эксплуатирующих организаций и влияют на глубину ее развития.

I форма - строительные машины находятся на балансе строительных организаций (СМУ, ПМК и т. п.). Содержанием и эксплуатацией машин руководит служба главного механика. По заявкам линейных работников машины выделяют на объекты.

II форма - строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, подчиняющихся строительным организациям. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет СМО. Строительные управления получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производят по планово расчетным ценам.

III форма - строительные машины и оборудование находятся в составе и на балансе бывших трестов механизации или самостоятельных предприятий механизации, подчиненных территориальным строительным объединениям, комбинатам и т. п. Концентрация строительной Texники на специализированных предприятиях механизации создает наиболее благоприятные условия для ее содержания и обслуживания, обеспечивает возможность максимального использования машин в соответствии с их техническими параметрами, а также позволяет сосредоточить необходимых случаях большое количество машин на нужном направлении.

IV форма - лизинг строительные машины и оборудование Haходятся на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) принадлежащей им техники для краткосрочного или долгосрочного использования на договорной основе.

V форма - строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя.

1. Управления механизации

2. Тресты строй механизации

3. Средства малой механизации

ФОРМЫ РАСЧЕТОВ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УПРАВЛЕНИЯМИ МЕХАНИЗАЦИИ

В системе взаимоотношений механизаторов и строителей решающее значение имеют формы расчетов. Объем работ, выполненных механизаторами для строителей, может быть определен различными способами:

по фактически выполненным объемам и по времени нахождения машины в распоряжении строительной организации на объекте.

1. При расчетах по фактически выполненным работам в качестве единицы измерения принимают натуральные показатели объемов работ

2. Расчет по времени работы машины (за отработанное время). В тех случаях, когда точный учет объемов выполненных строительных paбот невозможен или затруднен.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуатацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готовности машин, фронта работ и сменности.

Качество эксплуатации парка характеризуется рядом частных показателей.

    Коэффициент использования парка строительных машин во времени k n

    Коэффициент использования машин по времени k. маш

    Коэффициент использования машин по производительности k np

    Коэффициент сменности работы машины k.см

    Коэффициент использования машин по времени в течение смены kuсп.см

19 Показатели, характеризующие степень механизации СМР. Показатели использования парка машин.

Показателями механизации работ, характеризующими степень охвата механизацией строительно-монтажных работ, служат уровень мeханизации и комплексной механизации работ.

    Уровень механизации работ: kмex =(Vмex /V)*100. (объем механизированных к объему работ,выполненных с помощью машин и вручную),%

    Уровень комплексной механизации: kк.мex =(V к. мex / V мex) *100. (комплексно-механизированные к комплексным), %

Показатели механовооруженности характеризуют оснащенность строительных и монтажных организаций средствами механизации и определяются как показатель механовооруженности строительства или Mexaновооруженности труда.

    Механовооруженность строительства: Мстр = (C мех / С общ) *100. (балансовая стоимость средств механизации к общей стоимости СМР)

    Механовооруженность труда: М тр = (C мех / Пр) . (балансовая стоимость строймашин к среднесписочному числу рабочих,занятых в строительстве)

Показатели энерговооруженности по смыслу аналогичны показателям механовооруженности. Отличие состоит в оценке механизации в энергетическом аспекте, характеризуемом связью между увеличением потребляемой мощности машин и ростом производительности труда.

    Энерговооруженность строительства: Э стр = (N общ / С) . (общая мощность двигателей машин на годовую стоимость СМР). Напр, в настоящее время 200-300 кВт на 1 млн. руб

    Энерговооруженность труда: Э тр = (N о / Пр) . (суммарная мощность двигателей, на общее число рабочих)

Показатели использования парка машин .

Основным показателем правильности эксплуатации парка строительных машин является фактическая годовая выработка в натуральном выражении (физическом объеме работ), определяемая по отчетным данным в сопоставлении с плановым заданием.

Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуатацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готовности машин, фронта работ и сменности.

Причины простоев машин:

    Неподготовленность строительных объектов

    Несоответствие производительности машин и транспорта

    Перебои в снабжении

    Сверхплановые простои на предыдущих этапах

Качество эксплуатации парка характеризуется рядом частных показателей:

    Коэффициент использования парка строительных машин во времени: k n = Т ф /T к. (количество фактически отработанных маш-дней к календарному количетву маш-дней за тот же период)

    Коэффициент использования машин по: k маш = Т ф /T пл. (отношение фактического времени машины к плановому)

    Коэффициент использования машин по производительности: kпp = Вф /В пл. (фактическая выработка к плановой)

    Коэффициент сменности работы машины: k см == Т ф. ч. /(Т дн *t р.д.). (отношение количества маш-часов,отработанных однотипными машинами за отчетный период к произведению количества дней нахождения в работе и средней продолжительности рабочего дня)

    Коэффициент использования машин по времени в течение смены: k uсп.см==Тф.см. / tсм. (количество маш-смен, отработанных машиной ко времени 1 смены)

Оценку по приведенным показателям про изводят путем сопоставления отчетных данных с ормативными по выработке основных машин, их использованию и др.

20 Организация автомобильных перевозок. Расчет автотранспорта.

Виды транспорта:

    Автомобильная (основная – 80%)

    Ж\д (до 15 %)

    Водная (до 5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Автотранспорт, обслуживающий строительство, находится в составе различных по характеру собственности и правовому положению предприятий, частных, государственных, муниципальных и др., в том числе в составе строительных организаций, заводов строительной индустрии и организаций механизации. Основные организационные варианты аналогичны рассмотренным ранее формам эксплуатации парка строительных машин.

Взаимоотношения между транспортниками и строителями определяются договорами, устанавливающими права и обязанности сторон, и основываются на нормах гражданского кодекса. В условиях рыночной экономики изменилось содержание договорных отношений. Помимо функции перевозки по назначению, транспортная фирма несет материальную ответственность за количественную и качественную сохранность груза, а также своевременность eгo доставки. По прибытию на объект подрядчик должен проверить соответствие прибывшего груза сопроводительным документам.

С технологией строительного производства связаны схемы организации перевозок строительных грузов: маятниковая, челночная или челночно-маятниковая.

    При маятниковой схеме транспортное средство (автотягач с прицепом или автомашина без прицепа) находится на объекте до разгрузки.

    Челночная схема предусматривает возможность работы тягача без простоев под разгрузкой. Для этого в зависимости от продолжительности пребывания транспорта под разгрузкой и длины плеча перевозки на каждый тягач выделяется несколько прицепов.

    Челночно-маятниковая схема -частный случай предыдущей схемы, когда время разгрузки равно или кратно времени доставки груза.

Предпочтительнее челночная и челночно-маятниковая, т.к. это позволяет снизить транспортные расходы (время разгрузки), а также при транспортировании крупных СК (производить монтаж «с колес», т.е. без организации склада)

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N= P\(T*n см *П),

где N – число машин, Т – время перевозки определенного груза, Р – масса определенного груза, П – производительность машин, n см – число смен

На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в rод. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин.

На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт.

Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.

Объем перевозок - это количество груза, подлежащего пере возке, в тоннах за единицу времени.

Грузооборот - объем транспортной работы в тонно- километрах (T-KM) за единицу времени.

Грузопоток - часть грузооборота в определенном направлении.

При разработке сетевого графика (рис. 6) согласно заданию руководителя возможны следующие варианты:

1) безмасштабный сетевой график строительства объекта, рассчитанный секторным методом;

2) сетевой график строительства объекта в масштабе времени с построением оптимизированного графика движения рабочих, эпюры капиталовложений, графика поставки строительных материалов .

Рис. 5. Матрица неритмичного потока

Рис. 6. Пример составления сетевого графика

Сетевой график может быть разработан очень детально на строительные работы по возведению части здания и служить документом оперативного планирования и управления, он может быть рассчитан табличным методом с указанием всех имеющихся частных и общих резервов времени работ.

На основе расчетных данных календарного плана составляют карточку-определитель (табл. 14) и сетевую модель технологии производства СМР, при построении которой соблюдают условия наличия фронта работ, обеспечения строительной техникой, рабо­чими и правила построения сетевых графиков .

Таблица 14

Карточка-определитель работ сетевого графика

После построения безмасштабную сетевую модель рассчитывают секторным методом (подробнее о секторном методе см. ). Расчет выполняют непосредственно на графике (рис. 7). Для этого каждое событие делят на 4 сектора, в которых указываются все необходимые для расчета данные о работе (рис. 8).

Рис. 7. Пример расчета сетевого графика секторным методом

Рис. 8. Условные обозначения сетевого графика

Сначала определяют ранние начала работ и записывают в левые секторы событий. Ранние начала работ, выходящих из первого события, принимают равными нулю. Раннее начало любой другой работы равно наибольшей из сумм ранних начал и продолжительностей предшествующих работ, т. е. наибольшему раннему окончанию:

Раннее начало работ, выходящих из первого события, равно нулю (речь идет о рабочих днях). Их раннее окончание равно сумме начала и продолжительности, следовательно , , . Рассматриваем по порядку каждое событие и в левом секторе записываем максимальное значение ранних окончаний работ, которые к нему подходят, что будет являться ранним началом работ, из него выходящих. В нижнем секторе в числителе записываем номер события, через которое к данному событию идет самый длинный путь (max t РО). В конечном событии в правом секторе записываем позднее окончание, равное max . Это число соответствует дню окончания строительства и равно длине критического пути. Вычитая из него продолжительность работ, получим поздние начала работ, и если из события выходят несколько работ, то в правом секторе пишем минимальное значение из поздних начал, что будет являться поздним окончанием работ, к нему подходящих. Позднее начало (цифра в правом секторе) у первого события должно быть равно нулю. Разница значений правого и левого сектора дает нам величину общих резервов событий, которые записываются в знаменателе нижнего сектора. На этом расчет графика секторным методом заканчивается.

Пример определения раннего начала для работ 4–5, 4–6, 4–7:

;

.

Таким образом, последовательно от исходного события до завершающего определяются все ранние начала работ. Завершающее событие рассматривается как начальное событие условной работы с нулевой продолжительностью.

Поздние окончания работ определяются справа налево, причем позднее окончание завершающих работ равно наибольшему из ранних их окончаний. Так,

.

Позднее окончание записывается в правом секторе завершающего события (в примере (см. рис. 7) завершающее событие имеет номер 9).

Позднее окончание любой работы сетевого графика равно наименьшей из разностей поздних окончаний последующих работ и их продолжительностей:

.

Все работы, входящие в одно событие, имеют одинаковое позднее окончание.

Частный резерв времени работы на графике определить несложно. Следует к раннему началу работы (цифра в левом секторе предшествующего события рассматриваемой работы) прибавить продолжительность работы и полученное значение раннего окончания отнять от раннего начала работ последующих (цифра в левом секторе события, к которому подходит рассматриваемая работа):

Общий резерв работы равен разнице позднего окончания работы (цифра в правом секторе события, к которому подходит рассматриваемая работа) и раннего окончания работы:

Общий резерв работы можно получить, сложив общий резерв события, к которому подходит работа, с частным резервом рассматриваемой работы:

Выделим критический путь: начиная от последнего события, он пройдет по событиям с нулевым общим резервом через номера, указанные в числителе нижнего сектора. Критический путь пройдет по работам 1–2–4–7–9.

После всех необходимых расчетов можно построить масштабную модель проектируемого объекта (сетевой график в привязке к календарю) и эпюру движения рабочих (рис. 9) с целью подсчета потребности в ресурсах. При этом местоположение любого события определяет сумма раннего окончания и частного резерва работ, подходящих к рассматриваемому событию, или день раннего начала работ, выходящих из этого события. Привязка идет по рабочим дням. На работах (стрелках) откладывается частный резерв и ставится граница продолжительности и частного резерва (рис. 10).

Рис. 9. Построение эпюры движения рабочих

Рис. 10. Условное обозначение работ на масштабном сетевом графике

Над стрелкой пишут число рабочих. Проекция стрелки (работы) на горизонтальную ось равна сумме продолжительности работы и ее частного резерва (например, длина стрелки, обозначающей работу 3–4, равна
t 3–4 + r 3–4 = 7 + 9 = 16 дн, см. рис. 9). Если работа не имеет продолжительности (пунктирная стрелка - холостая связь), то ее горизонтальная проекция равна частному резерву (например, проекция работы 2–7). Если же и его нет, то стрелка графика вертикальна и проектируется в точку (работа 7–8).

Следует помнить, что вертикальный масштаб при построении сетевого графика не соблюдается. Местоположение события по вертикали выбирается из соображения удобства (чтобы не было пересечения стрелок) и наглядности. Продолжительности работ под стрелками можно не писать, так как любая работа проектируется на шкалу времени, что указывает на день ее начала и окончания.

Когда сетевой график вычерчен в горизонтальном масштабе, над стрелками указывают потребность в ресурсах (в данном примере это - рабочие): рабочих, материалах, капвложениях и др. Затем по методу вертикального суммирования производят построение эпюры и выполняют ее оптимизацию за счет частных и общих резервов времени .

Каждый менеджер проекта сталкивается с такой типовой для него задачей, как построение сетевого графика. В настоящее время этот процесс полностью автоматизирован и, как правило, у менеджера не возникает больших проблем. Уже давно нет необходимости чертить на бумаге графики, высчитывать ранние и поздние начала или окончания задач, соединять задачи стрелками, вычислять длину критического пути. ИСУП успешно решает все эти задачи.

Однако, без понимания основ и правил построения сетевых графиков довольно-таки часто совершают ошибки. Несмотря на то, что современные достаточно «умные» и подстраховывают менеджера проекта во многих моментах, связанных с расписанием проекта, тем не менее, остаются «слепые» зоны, которые лежат только в зоне ответственности менеджера проекта.

Для того, чтобы получить настоящую пользу от , ей надо уметь грамотно пользоваться, как и любым другим инструментом.

Что такое сетевой график

Сетевой график (англ., Project Network ) — это динамическая модель проекта, отражающая зависимость и последовательность выполнения работ проекта, связывающая их завершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ.

Сетевой график может быть построен в двумя способами:

  • Вершины графа отображают состояния некоторого объекта (например, строительства), а дуги - работы, ведущиеся на этом объекте.
  • Вершины графа отражают работы, а связи между ними - зависимости между работами.

Правила построения сетевого граифка

Прежде всего, построение сетевого графика заключается в правильном соединении между собой событий (на схеме обозначаются кружками ) с помощью работ (на схеме обозначаются стрелками ). Правильность соединения стрелок заключается в следующем:

  • каждая работа в сетевом графике должна выходить из события, которое означает окончание всех работ, результат которых необходим для начала работы;
  • событие, обозначающее начало определенной работы не должно включать в себя результаты работ, завершение которых не требуется для начала этой работы;
  • сетевой график строится слева направо, и каждое событие с большим порядковым номером должно быть расположено правее предыдущего. Стрелки, изображающие работы, должны также располагаться слева направо.

Исходные работы

Построение графика начинается с изображения работ, не требующих для своего начала результатов выполнения других работ. Такие работы можно назвать исходными, так как все остальные работы комплекса будут выполняться только после их полного выполнения.

В зависимости от специфики планируемого комплекса, исходных работ может быть несколько, а может быть только одна. Размещая исходные работы необходимо учитывать, что на сетевом графике, должно быть только одно исходное событие.

На рисунке 1 показан пример начала сетевого графика с одной исходной работой (работа A ), а на рисунке 2 пример начала сетевого графика с тремя исходными работами (работы A, B, C ).

Рисунок 1. Сетевой график с одной исходной работой

Рисунок 2. Сетевой график с тремя исходными работами

Последовательные работы

Если работа B должна выполняться только после выполнения работы A , то на графике это изображается в виде последовательной цепочки работ и событий.

Рисунок 3. Последовательно выполняемые работы

Если для выполнения нескольких работ, например, B и C необходим результат одной и той же работы A , то на графике это изображается «параллельными» стрелками, выходящими из события, являющегося результатом выполнения работы А .

Рисунок 4. Работы, выполняемые после одной и той же работы

Если для выполнения работы C необходим результат работ A и B , то на графике это изображается «параллельными» стрелками, входящими в событие, после достижения которого следует работа C.

Рисунок 5. Работа, выполняемая после нескольких работ

Если для выполнения работ B и C необходим промежуточный результат работы A , то работа A разбивается на подзадачи таким образом, чтобы первая ее подзадача (A1 ) выполнялась до получения промежуточного результата, необходимого для начала работы B , а вторая подзадача выполнялась до получения промежуточного результата, необходимого для начала работы C, последующая же часть A3, может выполняться параллельно с работами A1 и A2 .

Рисунок 6. Работы, выполняемые после частичного выполнения других работ

Два соседних события могут быть объединены одной и только одной работой. Для изображения параллельных работ на сетевом графике вводится так называемое промежуточное событие и фиктивная работа.

Рисунок 7. Работы, имеющие общие начальное и конечное события

Если выполнение работы D возможно только после получения совокупного результата работ A и B , а выполнение работы C – после получения только результата работы А, то в сетевом графике необходимо ввести дополнительное событие и фиктивную работу.

Рисунок 8. Использование фиктивных работ

«Хвосты» и «тупики»

В сети не должно быть «тупиков», т.е. промежуточных событий, из которых не выходит ни одна работа. На рисунке 9 тупиковым событием является событие 6.

Также не должно быть «хвостов», т.е. промежуточных событий, которым не предшествует хотя бы одна работа. На рисунке 9 хвостовым событием является событие 3 .

Рисунок 9. «Хвосты» и «тупики» в сетевом графике

Циклы

На сетевом графике не должно быть циклов, состоящих из взаимосвязанных работ, создающих замкнутую цепь — цепочка работ D->F->G на рисунке 10. Данная ситуация скорее всего свидетельствует об ошибке при составлении перечня работ и определении их взаимосвязей.

Рисунок 10. Цикл на сетевом графике

В таком случае необходимо проанализировать исходные данные и в зависимости от сделанных по итогам анализа выводов, либо перенаправить работу создающую цикл в другое событие (если работам, начинающимся в этом событии требуется ее результат, или если она является частью общего результата), либо совсем исключить ее из комплекса (если выявлено, что ее результат не требуется).

На рисунке 11 приведен пример устранения цикла, когда работа G становится частью общего результата.

Рисунок 11. Устранение цикла на сетевом графике

Именование работ и нумерация событий

Каждая работа в сетевом графике должна определяться однозначно, только ей присущей парой событий, как и не должно быть на графике событий с одинаковыми номерами.

Для правильной нумерации событий поступают следующим образом: нумерация событий начинается с исходного события, которому дается номер 0 . Из исходного события вычеркивают все исходящие из него работы, на оставшейся сети вновь находят событие, в которое не входит ни одна работа. Этому событию дается номер 1 . Затем вычеркивают работы, выходящие из события 1 , и вновь находят на оставшейся части сети событие, в которое не входит ни одна работа, ему присваивается номер 2 , и так продолжается до завершающего события.

Просмотры: 13 843


,