Фотошоп становится неотъемлемой частью жизни любого дизайнера, с тех самых пор, когда тот впервые берет в руки свою первую мышку. 10 февраля 2010 года этой замечательной программе исполнится 20 лет. Срок немалый. Давайте вместе с Web Designer Depot отметим эту знаменательную дату, проследив эволюцию версий Фотошопа за последние два десятилетия.

Фотошоп: самое начало
Самое примечательное, что идея создать Фотошоп родилась в внутри одной, но весьма одаренной семьи. Это отец Глен Нолл (Glen Knoll), профессор, инженер по специальности и двое братьев — Томас Нолл (Thomas Knoll), студент, тоже инженер и Джон Нолл (John Knoll), мастер по спец эффектам.

У Глена Нолла было два хобби — компьютеры и фотографии. Именно там, в фотолаборатории отца Томас изучал основы контраста и цветокоррекции, а Джон с интересом разбирался в стареньком Apple. В далеком 1984 Глен купил один из первых Макинтошей. Его функциональные возможности весьма разочаровали братьев, и это положило начало созданию программы, которую сейчас все знают под именем Фотошоп.

Но сначала были долгие этапы разработки программы, создание промежуточных продуктов, внесение изменений и усовершенствований, поиски инвесторов. В итоге первая официальная версия Adobe Photoshop была выпущена в феврале 1990 года.

1990 – Photoshop 1.0
Томас работал над исходным кодом программы, а Джон отвечал за разработку расширений (plug-in). В то время многие сотрудники Adobe считали затею братьев во многом авантюрной. На первой версии заставки к программе фигурируют всего четыре имени программистов.

1991 – Photoshop 2.0
Среди нововведений этой версии — появление инструмента Путь (Path), поддержка цветов CMYK, растеризация векторных изображений для Illustrator. Фотошопом заинтересовался рынок полиграфических услуг.

1994 – Photoshop 3.0
Революционная версия Фотошопа. В ней появилось понятие «Слой» (Layer). Слой — это маленький кусочек изображения. Полностью изображение формируется по приципу «сэндвича» из таких вот маленьких кусочков.

1996 – Photoshop 4.0
Появление «Корректирующих слоев» (Adjustment layers) и «Макросов» (Macros) — вот два самых примечательных нововведения в этой версии. Еще одно важное изменение в 4.0 — объединение пользовательского интерфейса с другими продуктами Adobe.

1998 – Photoshop 5.0
В пятой версии появилась возможность управлять цветом. Еще новшества — «Панель истории» (History Palette) и «Магнитное лассо» (Magnetic lasso).

1999 – Photoshop 5.5
В составе Фотошоп появилась еще одна программа «Image Ready» для редактирования графики. Появилась функция «Сохранить для веб» (Save For Web).

2000 – Photoshop 6.0
Появилась возможность работать со «Стилями слоя» (Layer Styles), плюс расширенные возможности работы с текстом.

2001 – Photoshop Elements
В 2001 выпускается урезанная версия программы «Элементы Фотошопа» (Photoshop Elements), содержащих набор базовых инструментов. Продукт оказался успешным. Пользуется популярностью у тех, кому не нужны сильно навороченные функции Фотошопа.

2002 – Photoshop 7.0
Появилась «Восстанавливающая кисть» (Healing brush), возможность создавать и сохранять настройки рабочего места, оптимизация под использование Mac OS X.

2003 – Photoshop CS
Реализована поддержка скриптов, включая JavaScript, возможность объединять слои в «Группы слоев» (Layer groups), улучшена работа с большими изображениями.

2005 – Photoshop CS2
Появился инструмент, удаляющий «эффект красных глаз» с фотографии, возможность трансформировать изображение в перспективе, видоизменилась панель со слоями и расположение некоторых инструментов.

2007 – Photoshop CS3
Увеличение скорости загрузки, пожалуй, наиболее заметная особенность этой версии. Еще новшества — графическая оптимизация для мобильных устройств и апдейт Adobe Camera RAW.

2008 – Photoshop CS4
Улучшены функции zoom для изображения, облегчена работа с «Масками», значительна улучшена цветокоррекция, упрощен пользовательский интерфейс.

Над чем сейчас работает семейство Ноллов
Глен Нолл до сих пор преподает в Университете штата Мичиган. Джон Нолл работает на Industrial Light Magic создателем визуальных спецэффектов. Он участвовал в создании спецэффектов для «Звездных войн» и «Пиратов Карибского моря». Томас Нолл сейчас ведет работу над созданием плагина «Camera Raw», который позволит улучшить совместимость разных форматов изображений.

Дата создания Adobe Photoshop не отмечена ни на одном календаре. В 2005 году состоялась годовщина выпуска программы, которой вы и многие другие пользуетесь больше всего. Всё произошло , в феврале, когда компания Adobe «спустила на воду» первую версию Photoshop - 1.0 – графического редактора, который до сих пор является самым популярным среди художников, фотографов и дизайнеров. Photoshop на сегодняшний день занимает позиции лидера среди редакторов растровой графики, а также является единственной программой, которая обзавелась собственной формой глагола.

Своё начало Photoshop берёт гораздо раньше. Программа, на экранной заставке которой сегодня список разработчиков – их 41, ранее принадлежала двум братьям – Томасу и Джону Нолл . С детства отец привил сыновьям любовь к искусству и компьютерной технике. В фотолаборатории отца, которая была расположена в подвале, Томас изучал основы цветокоррекции и контраста, а Джон с интересом ковырялся в стареньком Apple. В 1984 году отец купил один из первых Макинтошей, функциональные возможности которого очень разочаровали братьев – именно это и положило начало созданию программы, которая в будущем принесёт прибыль в миллионы долларов.

Начало

До 1987 г. Джон Нолл работал в Industrial Light and Magic (ILM) – в подразделении фирмы Lucasfilm, которое специализировалось на создании спецэффектов для проекта «Звёздные войны» («Stars Wars»). Томас в это время писал диссертацию о процессе обработки изображений – получение степени кандидата наук для него было самым главным в то время. Окончательно разочаровавшись в новеньком Apple Mac Plus – монитор только что купленного компьютера не отображал полутоновые изображения (Grayscale images), Томас приступил к написанию программы, которая поможет исправить ситуацию.

Как ни странно, в ILM Джон также работал над процессом обработки изображений. Поражённый успехами брата, Джон предложил Тому объединить усилия. В своей книге „Основы компьютерной графики“ Джон писал: „Как только увидел результаты работы Томаса, я вспомнил программное обеспечение по обработке изображений в студии Pixar, сходства были поразительными“. С того момента мы начали совместную разработку более сложной и совершенной программы, которую в последствии нарекли Display.

Немного времени спустя Джон приобрёл новый Макинтош II с цветным экраном и убедил Томаса переписать «Display» для работы с цветными изображениями. Более того, чем больше Джон работал с „Display” тем больше функций он требовал от программы: коррекцию цветовой гаммы, импорт и сохранение файлов в различных форматах и т.д.

Работа над программой отвлекала Томаса от написания диссертации, но всё же он был этому рад. Некоторое время спустя Том разработал инновационный метод выбора отдельного участка изображения и последующей работы с ним, а также наборы приложений для обработки изображений, которые позже будут известны как плагины – “Plug-ins”. Затем были разработаны: настройки тонов (Levels), функция управления балансом, управление оттенками и насыщением (Hue and Saturation). Эти возможности стали ключевыми в Photoshop, ведь в то время такие функции присутствовали лишь в специализированном программном обеспечении, которое находилось в лабораториях – или в ILM.

В 1988 «Display» был переименован в «ImagePro». Программа была современной на то время, Джон надеялся, что у них есть шанс продать её в виде коммерческого приложения. Томас был против этого, кроме того, он ещё не закончил свою диссертацию и для разработки полностью завершённого программного продукта потребуется много времени и труда. После проведения анализа конкурентов братья поняли, что созданный ими ImagePro по многим параметрам опережал аналоги.

От ImagePro к Photoshop

Начались поиски инвесторов. Никто точно не знает, откуда произошло название «Photoshop», говорят, имя было предложено одним из потенциальных издателей, во время демонстрации программного обеспечения – название, как говорится, прилипло. В самых ранних версиях, на экранной заставке красовалось название “PhotoShop” – в наше время наблюдается такая же тенденция, очень часто встречаются названия на подобии «ExTraneous CapitaliSation».

На удивление, большинство производителей программного обеспечения повернули свои корпоративные носы в направлении Photoshop или пытались разработать подобные программы своими силами. Всего лишь одной компании было по силам купить Photoshop – это была Adobe, но до взаимовыгодного решения было ещё далеко. Производитель сканеров Barneyscan предложил братьям поставлять Photoshop в комплекте со своей продукцией, в итоге чего около 200 копий программы разошлось под торговой маркой Barneyscan XP.

К счастью для будущего цифровой графики, переговоры с Adobe длились не долго - вскоре Джон пришёл в компанию, чтобы привлечь больше внимания к своему продукту. Там он встретился с Расселом Брауном и продемонстрировал ему возможности программы, затем Photoshop был продемонстрирован арт-директору, который остался доволен увиденным и настоял на немедленной покупке программного обеспечения. То ли по наивности со стороны Adobe, то ли по осторожности со стороны братьев, Photoshop не был продан полностью, а только лицензирован и гонорары от продаж программы принадлежали братьям.

Всё шло превосходно, но это не означало, что братья могут расслабиться и остановиться на достигнутом. Теперь им предстояла работа куда тяжелее – нужно подготовить Photoshop для выпуска официальной версии – версии 1.0

Томас продолжал работу над исходным кодом программы. В это время Джон отдельно вёл разработку расширений (Plug-ins), что сильно волновало некоторых сотрудников Adobe - они видели во всём этом хитрость и обман.

Странности на этом не закончились. Некоторые сотрудники – сторонники строгого соблюдения правил, заявляли, что расширения для Photoshop тем или иным образом не соответствуют стандартам и не будут восприняты положительно, в то время как другие клялись в том, что расширения помогут сделать программу гибкой, настраиваемой и более производительной, если использовать их правильно.

Даже во время окончательного этапа работы над финальной версией вносились изменения и усовершенствования – любым способом Томас находил время и силы, чтобы делать это. При поддержке Джона и Рассела Брауна – который вскоре стал ярым сторонником Photoshop – как и остальных креативных решений в Adobe, программа постепенно стала обретать форму. Официальная версия Adobe Photoshop была выпущена в феврале 1990 года.

Цифровая графика для всех

Безусловно, выход первой версии стал успехом, несмотря даже на большое количество ошибок. Как и у сегодняшнего Apple, ключевым маркетинговым шагом Adobe было показать, что Photoshop - программа для широкого рынка пользователей – простой инструмент в использовании, которым сможет пользоваться каждый в отличие от большинства графических программных продуктов того времени, которые были разработаны для специалистов.

Adobe обещала, что при помощи Photoshop вы сможете достичь таких же результатов, которых раньше можно было получить с помощью профессионального программного обеспечения стоимостью несколько тысяч долларов. Главным конкурентом Photoshop на то время была программа под названием Letraset’s ColorStudio стоимостью $1,995, в то время как Photoshop можно было приобрести менее чем за $1,000. В процессе разработки версии 2.0, Adobe расширил штат программистов. Для внедрения в программу кривых Безье в команду был приглашён Марк Гамбург. В это время для Photoshop были разработаны новые возможности: перо (Pen tool), работа с двухтоновыми изображениями, импорт и растеризация векторных изображений из Illustrator , вдобавок ко всему появилась поддержка CMYK. Теперь для Photoshop был открыт путь на профессиональный рынок полиграфических услуг, что является очень важным тактическим ходом Adobe. Первый менеджер по продажам, Стивен Гутман, предложил давать кодовые названия к бета-версиям программы - эта традиция соблюдается по сегодняшний день. ‘Fast Eddy’ – кодовое название бета-версии 2.0, которая была запущена в 1990 году.

Продолжительное время Photoshop работал исключительно на платформе Макинтош, но его успех гарантировал появление версии для развивающегося на то время рынка графических приложений для Windows. Разработка версии для новой платформы являлась заданием не из лёгких – для этого было основано новое подразделение во главе с Брайаном Лемпкином. Не смотря на то, что было разработано большое количество нововведений, как, например, поддержка 16-битных файлов, это появилось лишь в версии 2.5.1 в 1993 году.

Так же как издание третьего альбома для музыкальной группы – разработка версии 3.0 могла принести успех или потерпеть полное фиаско. К счастью удача была на стороне команды разработчиков – был сделан огромный шаг в развитии программы - разработана поддержка слоёв (Layers).

Поддержка слоёв получила всеобщее одобрение и являлась одной из основных функций программы, которая в скором будущем склонила множество художников и дизайнеров на свою сторону. Всё же поддержка слоёв на то время уже не была уникальной. HSC – позже известная как MetaCreations – разрабатывала программу для обработки изображений под названием Live Picture, которая поддерживала такую же технологию. MetaCreations допустили единственную и роковую ошибку – достойная по своим возможностям Live Picture, была выпущена по очень завышенной цене, что и оставило Photoshop 3.0 вне конкуренции на рынке.

В последующих версиях таких глобальных изменений, как например поддержка слоёв, не было. Несмотря на это совершенствование программы продолжалось. В версии 5.0 были введены возможности управления цветом и панель истории (History Palette), с помощью которой можно было влиять на произведённые пользователем действия – что позволило расширить творческие возможности программы. Значительные изменения произошли вместе с выходом версии 5.5 (именно с этой версии началось моё знакомство с Photoshop ) – в комплекте с Photoshop поставлялась ещё одна программа – ImageReady , которая добавила к функционалу ещё и богатые средства разработки графики для WEB. В следующей версии – 6.0 появились стили слоя (Layer Styles) и расширенные возможности управления текстом. Восстанавливающая кисть (Healing Brush) появилась в версии 7.0.

Интерфейсы Photoshop в хронологическом порядке

История создания Adobe Photoshop

Дата создания Adobe Photoshop не отмечена ни на одном календаре. В 2005 году состоялась годовщина выпуска программы, которой вы и многие другие пользуетесь больше всего. Всё произошло 17 лет назад, в феврале, когда компания Adobe «спустила на воду» первую версию Photoshop - 1.0 - графического редактора, который до сих пор является самым популярным среди художников, фотографов и дизайнеров. Photoshop на сегодняшний день занимает позиции лидера среди редакторов растровой графики, а также является единственной программой, которая обзавелась собственной формой глагола.


Джон Нолл Томас Нолл

Своё начало Photoshop берёт гораздо раньше. Программа, на экранной заставке которой сегодня список разработчиков - их 41, ранее принадлежала двум братьям - Томасу и Джону Нолл. С детства отец привил сыновьям любовь к искусству и компьютерной технике. В фотолаборатории отца, которая была расположена в подвале, Томас изучал основы цветокоррекции и контраста, а Джон с интересом ковырялся в стареньком Apple. В 1984 году отец купил один из первых Макинтошей, функциональные возможности которого очень разочаровали братьев - именно это и положило начало созданию программы, которая в будущем принесёт прибыль в миллионы долларов.

Начало

До 1987 г. Джон Нолл работал в Industrial Light and Magic (ILM) - в подразделении фирмы Lucasfilm, которое специализировалось на создании спецэффектов для проекта «Звёздные войны» (“Stars Wars”). Томас в это время писал диссертацию о процессе обработки изображений - получение степени кандидата наук для него было самым главным в то время. Окончательно разочаровавшись в новеньком Apple Mac Plus - монитор только что купленного компьютера не отображал полутоновые изображения (Grayscale images), Томас приступил к написанию программы, которая поможет исправить ситуацию.

Как ни странно, в ILM Джон также работал над процессом обработки изображений. Поражённый успехами брата, Джон предложил Тому объединить усилия. В своей книге «Основы компьютерной графики» Джон писал: «Как только увидел результаты работы Томаса, я вспомнил программное обеспечение по обработке изображений в студии Pixar, сходства были поразительными». С того момента мы начали совместную разработку более сложной и совершенной программы, которую в последствии нарекли Display.

Немного времени спустя Джон приобрёл новый Макинтош II с цветным экраном и убедил Томаса переписать “Display” для работы с цветными изображениями. Более того, чем больше Джон работал с “Display” тем больше функций он требовал от программы: коррекцию цветовой гаммы, импорт и сохранение файлов в различных форматах и т.д.

Работа над программой отвлекала Томаса от написания диссертации, но всё же он был этому рад. Некоторое время спустя Том разработал инновационный метод выбора отдельного участка изображения и последующей работы с ним, а также наборы приложений для обработки изображений, которые позже будут известны как плагины - “Plug-ins”. Затем были разработаны: настройки тонов (Levels), функция управления балансом, управление оттенками и насыщением (Hue and Saturation). Эти возможности стали ключевыми в Photoshop, ведь в то время, таки функции присутствовали лишь в специализированном программном обеспечении, которое находилось в лабораториях - или в ILM.

В 1988 “Display” был переименован в “ImagePro”. Программа была современной на то время, Джон надеялся, что у них есть шанс продать её в виде коммерческого приложения. Томас был против этого, кроме того, он ещё не закончил свою диссертацию и для разработки полностью завершённого программного продукта потребуется много времени и труда. После проведения анализа конкурентов братья поняли, что созданный ими ImagePro по многим параметрам опережал аналоги.

От ImagePro к Photoshop

Начались поиски инвесторов. Никто точно не знает, откуда произошло название “Photoshop”, говорят, имя было предложено одним из потенциальных издателей, во время демонстрации программного обеспечения - название, как говорится, прилипло. В самых ранних версиях, на экранной заставке красовалось название “PhotoShop” - в наше время наблюдается такая же тенденция, очень часто встречаются названия на подобии «ExTraneous CapitaliSation»

На удивление, большинство производителей программного обеспечения повернули свои корпоративные носы в направлении Photoshop или пытались разработать подобные программы своими силами. Всего лишь одной компании было по силам купить Photoshop - это была Adobe, но до взаимовыгодного решения было ещё далеко. Производитель сканеров Barneyscan предложил братьям поставлять Photoshop в комплекте со своей продукцией, в итоге чего около 200 копий программы разошлось под торговой маркой Barneyscan XP.

К счастью для будущего цифровой графики, переговоры с Adobe длились не долго - вскоре Джон пришёл в компанию, чтобы привлечь больше внимания к своему продукту. Там он встретился с Расселом Брауном и продемонстрировал ему возможности программы, затем Photoshop был продемонстрирован арт-директору, который остался доволен увиденным и настоял на немедленной покупке программного обеспечения. То ли по наивности со стороны Adobe, то ли по осторожности со стороны братьев, Photoshop не был продан полностью, а только лицензирован и гонорары от продаж программы принадлежали братьям.

Всё шло превосходно, но это не означало, что братья могут расслабиться и остановиться на достигнутом. Теперь им предстояла работа куда тяжелее - нужно подготовить Photoshop для выпуска официальной версии - версии 1.0

Томас продолжал работу над исходным кодом программы. В это время Джон отдельно вёл разработку расширений (Plug-ins), что сильно волновало некоторых сотрудников Adobe - они видели во всём этом хитрость и обман.

Странности на этом не закончились. Некоторые сотрудники - сторонники строгого соблюдения правил, заявляли, что расширения для Photoshop тем или иным образом не соответствуют стандартам и не будут восприняты положительно, в то время как другие клялись в том, что расширения помогут сделать программу гибкой, настраиваемой и более производительной, если использовать их правильно.

Даже во время окончательного этапа работы над финальной версией вносились изменения и усовершенствования - любым способом Томас находил время и силы, чтобы делать это. При поддержке Джона и Рассела Брауна - который вскоре стал ярым сторонником Photoshop - как и остальных креативных решений в Adobe, программа постепенно стала обретать форму. Официальная версия Adobe Photoshop была выпущена в феврале 1990 года.

Цифровая графика для всех

Безусловно, выход первой версии стал успехом, несмотря даже на большое количество ошибок. Как и у сегодняшнего Apple, ключевым маркетинговым шагом Adobe было показать, что Photoshop - программа для широкого рынка пользователей - простой инструмент в использовании, которым сможет пользоваться каждый в отличие от большинства графических программных продуктов того времени, которые были разработаны для специалистов.

Adobe обещала, что при помощи Photoshop вы сможете достичь таких же результатов, которых раньше можно было получить с помощью профессионального программного обеспечения стоимостью несколько тысяч долларов. Главным конкурентом Photoshop на то время была программа под названием Letraset’s ColorStudio стоимостью $1,995, в то время как Photoshop можно было приобрести менее чем за $1,000.
В процессе разработки версии 2.0, Adobe расширил штат программистов. Для внедрения в программу кривых Безье в команду был приглашён Марк Гамбург. В это время для Photoshop были разработаны новые возможности: перо (Pen tool), работа с двух тоновыми изображениями, импорт и растеризация векторных изображений из Illustrator, вдобавок ко всему появилась поддержка CMYK. Теперь для Photoshop был открыт путь на профессиональный рынок полиграфических услуг, что является очень важным тактическим ходом Adobe. Первый менеджер по продажам, Стивен Гутман, предложил давать кодовые названия к бета-версиям программы - эта традиция соблюдается по сегодняшний день. ‘Fast Eddy’ - кодовое название бета-версии 2.0, которая была запущена в 1990 году.

Продолжительное время Photoshop работал исключительно на платформе Макинтош, но его успех гарантировал появление версии для развивающегося на то время рынка графических приложений для Windows. Разработка версии для новой платформы являлось заданием не из лёгких - для этого было основано новое подразделение во главе с Брайаном Лемпкином. Не смотря на то, что было разработано большое количество нововведений, как например поддержка 16-битных файлов, это появилось лишь в версии 2.5.1 в 1993 году.

Так же как издание третьего альбома для музыкальной группы - разработка версии 3.0 могла принести успех или потерпеть полное фиаско. К счастью удача была на стороне команды разработчиков - был сделан огромный шаг в развитии программы - разработана поддержка слоёв (Layers).

Поддержка слоёв получила всеобщее одобрение и являлась одной из основных функций программы, которая в скором будущем склонила множество художников и дизайнеров на свою сторону. Всё же поддержка слоёв на то время уже не была уникальной. HSC - позже известная как MetaCreations - разрабатывала программу для обработки изображений под названием Live Picture, которая поддерживала такую же технологию. MetaCreations допустили единственную и роковую ошибку - достойная по своим возможностям Live Picture, была выпущена по очень завышенной цене, что и оставило Photoshop 3.0 вне конкуренции на рынке.

В последующих версиях таких глобальных изменений, как например поддержка слоёв, не было. Несмотря на это совершенствование программы продолжалось. В версии 5.0 были введены возможности управления цветом и панель истории (History Palette), с помощью которой можно было влиять на произведённые пользователем действия - что позволило расширить творческие возможности программы. Значительные изменения произошли вместе с выходом версии 5.5 (именно с этой версии началось моё знакомство с Photoshop) - в комплекте с Photoshop поставлялась ещё одна программа - ImageReady, которая добавила к функционалу ещё и богатые средства разработки графики для WEB. В следующей версии - 6.0 появились стили слоя (Layer Styles) и расширенные возможности управления текстом. Восстанавливающая кисть (Healing Brush) появилась в версии 7.0.

Сегодня и завтра

Интерфейсы Photoshop в хронологическом порядке

Поддерживая позиции лидера на рынке столь продолжительное время, на удивление, Adobe продолжает совершенствовать программу. На сегодняшний день Photoshop входит в состав пакетов Creative Suite 2 (CS2) и Creative Suite 3 (CS3), Creative Suite 4 (CS4), вдобавок ко всему Adobe подчеркнула функциональную совместимость программ входящих в пакеты при помощи Adobe Bridge.

К счастью разработка программы не прекращается и скорее всего не прекратится. Во-первых, из-за высокой конкуренции огромного количества производителей программного обеспечения, многие из которых предлагают функциональные возможности Photoshop бесплатно. Также конкуренцию составляют более дешёвые программы-аналоги, которые предназначены для любительского и домашнего использования, к примеру, Paint Shop Pro, который ориентировался на Photoshop многие годы. В ответ Adobe выпустили бюджетную версию программы, хоть и с урезанными возможностями, но всё же достаточно функциональную - Photoshop Elements - последняя версия 4.0

Что же будет дальше? К сожалению, Adobe не анонсирует. Photoshop - это драгоценный камень в короне Adobe и аспекты его разработки тщательно скрываются, но изредка компания всё-таки делает намёки. Брайан Лемкин, занимающий пост старшего вице-президента отдела по разработке цифровых изображений и видео, подтвердил предположения о выпуске 64-битной версии приложения (Adobe Photoshop CS4 x64), а также возможную поддержку технологии Apple’s CoreImage, которая существенно увеличит производительность программы. Также разносятся слухи о возможном объединении Illustrator и Photoshop в единое целое приложение (уже не могу дождаться...).

Что бы ни произошло, Томас Нолл продолжит принимать участие в проекте. Хоть он непосредственно разработкой Photoshop не занимается, но постоянно держит руку на пульсе событий, продолжая разрабатывать новые версии плагинов Adobe Camera Raw и участвуя в дискуссиях на форумах компании Adobe.

Дата создания Adobe Photoshop не отмечена ни на одном календаре. В 2005 году состоялась годовщина выпуска программы. Всё произошло 17 лет назад, в феврале, когда компания Adobe выпустила первую версию Photoshop - 1.0 - графического редактора, который до сих пор является самым популярным среди художников, фотографов и дизайнеров. Photoshop на сегодняшний день занимает позиции лидера среди редакторов растровой графики.

Своё начало Photoshop берет гораздо раньше. Программа, на экранной заставке которой сегодня список разработчиков - 41, ранее принадлежала двум братьям - Томасу и Джону Нолл. В фотолаборатории отца, Томас изучал основы цветокоррекции и контраста, а Джон с интересом ковырялся в стареньком Apple. В 1984 году отец купил один из первых Макинтошей, функциональные возможности которого очень разочаровали братьев - именно это и положило начало созданию программы, которая в будущем принесет прибыль в миллионы долларов.

До 1987г. Джон Нолл работал в Industrial Light and Magic (ILM) - в подразделении фирмы Lucasfilm, которое специализировалось на создании спецэффектов для проекта «Звездные войны» (“Stars Wars”). Томас в это время писал диссертацию о процессе обработки изображений - получение степени кандидата наук для него было главным в то время. Окончательно разочаровавшись в новом Apple Mac Plus - монитор только что купленного компьютера не отображал полутоновые изображения (Grayscale images), Томас приступил к написанию программы, которая поможет исправить ситуацию.

Как ни странно, в ILM Джон также работал над процессом обработки изображений. Поражённый успехами брата, Джон пр едложил Тому объединить усилия. С того момента они начали совместную разработку более сложной и совершенной программы, которую в последствии нарекли Display.

Немного времени спустя Джон приобрёл новый Макинтош II с цветным экраном и убедил Томаса переписать “Display” для работы с цветными изображениями. Более того, чем больше Джон работал с “Display” тем больше функций он требовал от программы: коррекцию цветовой гаммы, импорт и сохранение файлов в различных форматах и т.д.

Работа над программой отвлекала Томаса от написания диссертации, но всё же он был этому рад. Некоторое время спустя Том разработал инновационный метод выбора отдельного участка изображения и последующей работы с ним, а также наборы приложений для обработки изображений, которые позже будут известны как плагины - “Plug-ins”. Затем были разработаны: настройки тонов (Levels), функция управления балансом, управление оттенками и насыщением (Hue and Saturation). Эти возможности стали ключевыми в Photoshop, ведь в то время, таки функции присутствовали лишь в специализированном программном обеспечении, которое находилось в лабораториях - или в ILM.

В 1988 “Display” был переименован в “ImagePro”. Программа была современной на то время, Джон надеялся, что у них есть шанс продать её в виде коммерческого приложения. Томас был против этого, кроме того, он ещё не закончил свою диссертацию и для разработки полностью завершённого программного продукта потребуется много времени и труда. После проведения анализа конкурентов братья поняли, что созданный ими ImagePro по многим параметрам опережал аналоги.

Начались поиски инвесторов. Никто точно не знает, откуда произошло название “Photoshop”, говорят, имя было предложено одним из потенциальных издателей. В самых ранних версиях, на экранной заставке красовалось название “PhotoShop” - в наше время наблюдается такая же тенденция, очень часто встречаются названия на подобии «ExTraneous CapitaliSation». Всё шло превосходно, но это не означало, что братья могут расслабиться и остановиться на достигнутом. Теперь им предстояла работа куда тяжелее - нужно подготовить Photoshop для выпуска официальной версии - версии 1.0

Томас продолжал работу над исходным кодом программы. В это время Джон отдельно вёл разработку расширений (Plug-ins), что сильно волновало некоторых сотрудников Adobe - они видели во всём этом хитрость и обман.

Странности на этом не закончились. Некоторые сотрудники - сторонники строгого соблюдения правил, заявляли, что расширения для Photoshop тем или иным образом не соответствуют стандартам и не будут восприняты положительно, в то время как другие клялись в том, что расширения помогут сделать программу гибкой, настраиваемой и более производительной, если использовать их правильно.

Даже во время окончательного этапа работы над финальной версией вносились изменения и усовершенствования - любым способом Томас находил время и силы, чтобы делать это. При поддержке Джона и Рассела Брауна - который вскоре стал ярым сторонником Photoshop - как и остальных креативных решений в Adobe, программа постепенно стала обретать форму. Официальная версия Adobe Photoshop была выпущена в феврале 1990 года.

Безусловно, выход первой версии стал успехом, несмотря даже на большое количество ошибок. Как и у сегодняшнего Apple, ключевым маркетинговым шагом Adobe было показать, что Photoshop - программа для широкого рынка пользователей - простой инструмент в использовании, которым сможет пользоваться каждый в отличие от большинства графических программных продуктов того времени, которые были разработаны для специалистов.

Adobe обещала, что при помощи Photoshop вы сможете достичь таких же результатов, которых раньше можно было получить с помощью профессионального программного обеспечения стоимостью несколько тысяч долларов. Главным конкурентом Photoshop на то время была программа под названием Letraset"s ColorStudio стоимостью $1,995, в то время как Photoshop можно было приобрести менее чем за $1,000.

В процессе разработки версии 2.0, Adobe расширил штат программистов. Для внедрения в программу кривых Безье в команду был приглашён Марк Гамбург. В это время для Photoshop были разработаны новые возможности: перо (Pen tool), работа с двух тоновыми изображениями, импорт и растеризация векторных изображений из Illustrator, вдобавок ко всему появилась поддержка CMYK. Теперь для Photoshop был открыт путь на профессиональный рынок полиграфических услуг, что является очень важным тактическим ходом Adobe. Первый менеджер по продажам, Стивен Гутман, предложил давать кодовые названия к бета-версиям программы - эта традиция соблюдается по сегодняшний день. `Fast Eddy" - кодовое название бета-версии 2.0, которая была запущена в 1990 году.

Продолжительное время Photoshop работал исключительно на платформе Макинтош, но его успех гарантировал появление версии для развивающегося на то время рынка графических приложений для Windows. Разработка версии для новой платформы являлось заданием не из лёгких - для этого было основано новое подразделение во главе с Брайаном Лемпкином. Не смотря на то, что было разработано большое количество нововведений, как например поддержка 16-битных файлов, это появилось лишь в версии 2.5.1 в 1993 году.

Так же как издание третьего альбома для музыкальной группы - разработка версии 3.0 могла принести успех или потерпеть полное фиаско. К счастью удача была на стороне команды разработчиков - был сделан огромный шаг в развитии программы - разработана поддержка слоёв (Layers).

Поддержка слоёв получила всеобщее одобрение и являлась одной из основных функций программы, которая в скором будущем склонила множество художников и дизайнеров на свою сторону. Всё же поддержка слоёв на то время уже не была уникальной. HSC - позже известная как MetaCreations - разрабатывала программу для обработки изображений под названием Live Picture, которая поддерживала такую же технологию. MetaCreations допустили единственную и роковую ошибку - достойная по своим возможностям Live Picture, была выпущена по очень завышенной цене, что и оставило Photoshop 3.0 вне конкуренции на рынке.

В последующих версиях таких глобальных изменений, как например поддержка слоёв, не было. Несмотря на это совершенствование программы продолжалось. В версии 5.0 были введены возможности управления цветом и панель истории (History Palette), с помощью которой можно было влиять на произведённые пользователем действия - что позволило расширить творческие возможности программы. Значительные изменения произошли вместе с выходом версии 5.5 (именно с этой версии началось моё знакомство с Photoshop) - в комплекте с Photoshop поставлялась ещё одна программа - ImageReady, которая добавила к функционалу ещё и богатые средства разработки графики для WEB. В следующей версии - 6.0 появились стили слоя (Layer Styles) и расширенные возможности управления текстом. Восстанавливающая кисть (Healing Brush) появилась в версии 7.0

Поддерживая позиции лидера на рынке столь продолжительное время, на удивление, Adobe продолжает совершенствовать программу. На сегодняшний день Photoshop входит в состав пакетов Creative Suite 2 (CS2) и Creative Suite 3 (CS3), Creative Suite 4 (CS4), вдобавок ко всему Adobe подчеркнула функциональную совместимость программ входящих в пакеты при помощи Adobe Bridge.

К счастью разработка программы не прекращается и скорее всего не прекратится. Во-первых, из-за высокой конкуренции огромного количества производителей программного обеспечения, многие из которых предлагают функциональные возможности Photoshop бесплатно. Также конкуренцию составляют более дешёвые программы-аналоги, которые предназначены для любительского и домашнего использования, к примеру, Paint Shop Pro, который ориентировался на Photoshop многие годы. В ответ Adobe выпустили бюджетную версию программы, хоть и с урезанными возможностями, но всё же достаточно функциональную - Photoshop Elements - последняя версия 4.0

Что же будет дальше? К сожалению, Adobe не анонсирует. Photoshop - это драгоценный камень в короне Adobe и аспекты его разработки тщательно скрываются, но изредка компания всё-таки делает намёки. Брайан Лемкин, занимающий пост старшего вице-президента отдела по разработке цифровых изображений и видео, подтвердил предположения о выпуске 64-битной версии приложения (Adobe Photoshop CS4 x64), а также возможную поддержку технологии Apple"s CoreImage, которая существенно увеличит производительность программы. Также разносятся слухи о возможном объединении Illustrator и Photoshop в единое целое приложение.

Что бы ни произошло, Томас Нолл продолжит принимать участие в проекте. Хоть он непосредственно разработкой Photoshop не занимается, но постоянно держит руку на пульсе событий, продолжая разрабатывать новые версии плагинов Adobe Camera Raw и участвуя в дискуссиях на форумах компании Adobe.

Adobe Photoshop - невероятно богатый графический редактор, но он не всегда был таким. 28 лет назад это была программа совершенно далекая от того функционального и мощного инструмента, который мы знаем и любим сегодня.

В этой статье мы расскажем вам какой путь прошел Photoshop, а также вы узнаете о людях, без которых он не увидел бы свет.

Отцы-основатели Photoshop

Подпись: Джон Нолл

Подпись: Томас Нолл

Оригинальный код программы был разработан двумя братьями (с небольшой помощью их отца). В 1987 году Томас Нолл изучал инженерию в Мичиганском университете. Томас всегда интересовался фотографией.

Его отец, Глен Нолл, преподавал в местном колледже. Как и сын, он также интересовался фотографией и компьютерами. Глен одним из первых получил компьютер Apple II Plus, который ему разрешили взять с работы.

Однажды, Томас написал небольшую подпрограмму на компьютере отца, которая могла преобразовывать монохромные изображения в оттенки серого. Доработав код, Томас создал несколько алгоритмов, которые позволяли добавлять различные эффекты на изображениях.

По сегодняшним меркам тогда это была очень примитивная программа. Но в 1987 году такую технологию можно было назвать достаточно прорывной.

Пока Томас учился в университете, его брат Джон Нолл работал со спецэффектами в компании Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. Увидев наработки Томаса на компьютере отца, Джон посоветовал ему превратить их в полноценный графический редактор.

Тогда Джон и Томас начали совместную разработку приложения. Соединив опыт программирования Томаса и дизайнерские навыки Джона, они улучшили оригинальный код и в 1988 году выпустили программу под названием Image Pro.

1988: Adobe Photoshop 0.63

Все началось с Photoshop 0.63. Это была самая первая версия программы. Хотя она была полностью рабочей, ее никогда не выпускали для широкого потребителя (это понятно из надписи «Not for distribution» (Не для распространения) на картинке выше).

1989: Photoshop 0.87

В марте 1989 года вышла следующая версия Photoshop. Она получила номер 0.87.

Это была первая коммерческая версия Photoshop, распространением которой занялась компания Barneyscan. Они заказали 200 копий, которые поставляли вместе со сканерами. Это был первый раз в истории, когда графический редактор (в своем примитивном виде) попал к массовому потребителю. Тогда его распространяли под названием Barneyscan XP.

Photoshop 0.87 запускался только на компьютерах под управлением Macintosh. До конца 1992 года версии для Windows не было.

1990: Adobe Photoshop 1.0

Вдохновившись успешным сотрудничеством с Barneyscan, братья обратились к компаниям Aldus и Supermac. Но те отказали. И только встреча с руководителями Adobe помогла сорвать джек-пот. Руководство Adobe было настолько впечатлено возможностями программы, что сразу же предложили заключить контракт.

Официально Photoshop 1.0 вышел в феврале 1990 года. Это был первый случай, когда программа в виде самостоятельно продукта (а не в связке со сканерами Barneyscan) стала доступна широкой общественности. Также это был первый коммерческий релиз нового бренда Adobe Photoshop.

Кстати, в феврале 2013 года оригинальный исходный код Photoshop 1.0 был передан Музею компьютерной истории.

1991: Adobe Photoshop 2.0

После успеха Adobe Photoshop 1.0 в июне 1991 года вышла Adobe Photoshop 2.0 со множеством новых функций.

Среди самых заметных нововведений в Adobe Photoshop 2.0 были Контуры (Paths). Они позволили пользователям обводить объекты и сохранять созданные контуры. Инструмент был добавлен новым программистом Mark Hamburg.

Adobe наняли Марка после успешного запуска первой версии программы. До этого Томас Нолл был единственным программистом, занимавшимся разработкой Photoshop.

Также Photoshop 2.0 включал поддержку цветового режима CMYK и растрирование EPS-файлов. Обе функции до сих пор есть в программе, однако, с тех пор они были значительно доработаны и усовершенствованы.

Также в Adobe Photoshop 2.0 была улучшена стабильность. Теперь приложение требовало двойной объем оперативной памяти, в отличие от своего предшественника (для работы Photoshop 2.0 необходимо было 4 мегабайта вместо 2).

1993: Adobe Photoshop 2.5

В ноябре 1992 года официально вышел Adobe Photoshop 2.5. Это достаточно крупный и значимый релиз, так как впервые были выпущены версии как для Mac, так и для Windows. Для Windows OS полностью переписали весь код, поэтому разработка версии 2.5 немного затянулась. Кроме того, в первой версии для Windows обнаружили ошибку памяти, которая несколько месяцев спустя была исправлена в патче 2.5.1.

В версии 2.5 Photoshop также пополнился рядом новых функций. Это была первая версия с поддержкой 16 бит/канал, а для фильтров выделили отдельное меню на панели. Photoshop 2.5 стал одной из первых кроссплатформенных программ (выпущенных и для Mac, и для Windows).

1995: Adobe Photoshop 3.0

В третьей версии появился один из самых важных инструментов в программе - слои.

Томас Нолл был ответственным за внедрение слоев, которые полностью перевернули представление о графическом редакторе. До Photoshop 3.0 пользователям приходилось сохранять в отдельных файлах разные этапы работы с изображением и при необходимости открывать их в программе. Слои позволили избавиться от лишних действий.

Слои стали историческим нововведением и до сих пор используются в нынешних версиях Photoshop. Также версия Photoshop 3.0 для Windows разрабатывалась наравне с Mac-версией. До этого релизы для Windows были нестабильны, о чем может свидетельствовать ошибка памяти в 2.5. Photoshop 3.0 - первая версия программы, в которой можно было добавлять панели вкладками.

1996: Adobe Photoshop 4.0

Adobe Photoshop 4.0 вышла в ноябре 1996 года и принесла значительные улучшения - экшены и корректирующие слои. Оба инструмента все еще есть в нынешних версиях Photoshop и продолжают оставаться одними из самых часто используемых функций.

Еще одним важным нововведением в Photoshop 4.0 была унификация пользовательского интерфейса с другими продуктами Adobe (Dreamweaver и др.). Благодаря этому, изучение Photoshop стало проще для уже существующих клиентов Adobe. И до сих пор единый пользовательский интерфейс присутствует по всех продуктах компании.

Adobe Photoshop 4.0 - первая версия программы, которая одновременно вышла и для Mac, и для Windows (ноябрь 1996 года).

1998: Adobe Photoshop 5.0

В мае 1998 года одновременно для Mac и Windows вышел Photoshop 5.0. По традиции, в этом релизе было множество нововведений: редактируемый текст, множественная отмена последних действий и управление цветом.

В предыдущих версиях Photoshop уже была возможность добавлять текст, но после этого он сразу растрировался. Надписи становились немного размытыми, из-за чего их едва ли можно было использовать на сайтах в меню или в заголовках газет/журналов. В Photoshop 5.0 проблему решили. Это был гигантский рывок вперед.

Множественная отмена действий стала еще одним важным и очень удобным новшеством. Теперь пользователи могли много раз отменять последние действия, используя специальную панель История (История).

В Photoshop 5.0 также было добавлено управление цветом. Это дало возможность пользователям работать с цветовыми палитрами внутри Photoshop вместо использования программ от сторонних разработчиков.
Магнитное лассо (Magnetic Lasso) впервые появилось в Photoshop 5.0. Благодаря ему, упростилось выделение области на изображении. Магнитное лассо до сих пор используется в Photoshop.

1999: Adobe Photoshop 5.5

В феврале 1999 года вышел Adobe Photoshop 5.5. Специально для веб-дизайнеров, которые также активно использовали Photoshop, была добавлена важная функция, позволяющая сэкономить время, - Save for Web (Сохранить для Web). Благодаря ей, прямо внутри программы можно было оптимизировать и сохранять изображения для веба.

Adobe Photoshop 5.5 продавалась в комплекте с приложением ImageReady . Это также один из продуктов Adobe для редактирования веб-графики. Многие возможности ImageReady позже были упрощены и добавлены в следующие версии Photoshop.

2000: Adobe Photoshop 6.0

Adobe Photoshop 6.0 вышел в сентябре 2000 года. Этот выпуск включал целый ряд значительных наработок, включая векторные фигуры и фильтр Пластика (Liquify) . Теперь пользователи могли создавать векторные фигуры и конвертировать их в растровые изображения. Также были обновлены текстовые инструменты. Теперь можно было печатать прямо на картинке, а не добавлять текст в специальном окне.

В Photoshop 6.0 появились режимы наложения. Также для Кадрирование (Crop Tool ) и Выделение (Marque Tool ) были выделены отдельные кнопки, что упростило выбор часто используемых инструментов.

2001: Adobe Photoshop Elements

С каждой версией из-за добавления новых функций Photoshop становился все сложнее и сложнее. Поэтому Adobe начали беспокоиться, что могут потерять часть рынка, который переключится на более простых конкурентов, так как многих пользователей отпугивала сложность программы.

Чтобы решить эту проблему, в 2001 году Adobe выпустили Photoshop Elements - новую программу, включающую основные возможности Photoshop, при этом упразднив более продвинутые инструменты редактирования. Для приложения разработали новый упрощенный интерфейс.

Несмотря на то, что новый интерфейс мог показаться непривычным для существующих пользователей Photoshop, новичкам он понравился. Также это позволило Adobe представить свой продукт менее компьютеризированной аудитории, которая впоследствии обновилась до полной версии Photoshop.

2002: Adobe Photoshop 7.0

В марте 2002 года для Mac и Windows выпустили Adobe Photoshop 7.0. Релиз состоялся спустя примерно 18 месяцев после выхода шестой версии.

В седьмой версии добавили инструмент Восстанавливающая кисть (Healing Brush ). Также все текстовые слои стали векторными объектами, что позволило масштабировать надписи без потери качества. Была добавлена новая файловая система, облегчающая поиск изображений. Наряду с Лечащей кистью добавили Заплатка (Patch Tool ).

Пожалуй, одним из самых значительных нововведений седьмой версии стала оптимизация программы для Mac OSX. Предыдущие версии Photoshop на OSX могли внезапно закрыться посреди рабочего процесса. Но в версии Photoshop 7.0 эту проблемы исправили. В патче 7.0.1, который вышел в августе 2002 года, добавили поддержку Camera RAW.

2003: Adobe Photoshop CS

Photoshop CS (Creative Suite) стал совершенно новым этапом в развитии программы. Среди основных нововведений можно выделить Раскройка (Slice Tool ), множество новых фильтров, а также систему Counterfeit Deterrence System (CDS), которая предотвращает использование программы для незаконного копирования банкнот.

2005: Adobe Photoshop CS2

В этой версии появилось новые функции, фильтры и инструменты. Например, инструмент для удаления красных глаз на фото, который изначально был добавлен в Photoshop Elements. Мелким, но важным нововведением, была возможность одновременного выбора нескольких слоев.

Среди других нововведений также стоит выделить смарт-объекты, который позволили пользователям минимизировать потерю качества при масштабировании объектов. Был обновлен интерфейс, который озадачил многих пользователей. Также Заливка (Paint Bucket Tool ) и Градиент (Gradient Tool ) совместили в одну иконку, из-за чего пользователи жаловались, потому что не могли найти нужный инструмент.

2007: Adobe Photoshop CS3

Этот релиз был сфокусирован на доработке программы. Среди новых функций можно выделить оптимизацию графики для мобильных устройств. В 2007 году появились первые iPhone и смартфоны. Многие веб-дизайнеры сфокусировались на создании дизайнов сайтов для мобильных устройств, так что эта возможность была принята достаточно тепло.

Также в этой версии впервые был представлен Быстрое выделение (Quick Selection Tool ) и различные вариации уже добавленных инструментов. Кроме того, в Photoshop CS3 полностью удалили ImageReady.

2008: Adobe Photoshop CS4

В этой версии были усовершенствованы инструменты управления документом. Теперь масштабирование рабочей области происходило практически без задержек. Также в Photoshop CS4 значительно переработали интерфейс и добавили вкладки.

Среди других нововведений можно выделить отдельный пункт меню 3D на верхней панели.

2010: Adobe Photoshop CS5

Эта версия также не обошлась без нового функционала. Среди них Заливка с учетом содержимого (Content-aware Fill ), Марионеточная деформация (Puppet Warp Tool ), Микс-кисть (Mixer Brush ) и Автоматическая коррекция дисторсии .

Позже вышла версия CS 5.1, в которой впервые в истории программы добавили платную модель подписки.

2012: Adobe Photoshop CS6

Эта версия включала обновленный темный интерфейс. Одной из самых интересных функций стало автоматическое фоновое сохранение документов. Появились новые инструменты и фильтры, например, Масляная краска (Oil Paint ).

Также в Photoshop CS6 был переработан интерфейс для работы с 3D. Это была 16 версия Photoshop под брендом Adobe и 18 версия, начиная с самой первой.

2013: Adobe Photoshop CC

В обновлении Photoshop CC компания представила новую модель подписки, позволив пользователям иметь доступ к продуктам Adobe по более доступной цене. Также началось активное внедрение облачных технологий, среди которых возможность синхронизировать настройки программы с облачным хранилищем. Кроме того, пользователи могли напрямую из программы загрузить свою работу на сайте Behance.

В этой версии представили ряд новых функций, включая Camera Shake Reduction (Стабилизация изображения), который мог быстро восстановить резкость размытых фото. Также в этой версии появился фильтр Умная резкость (Smart Sharpen ), с помощью которого можно увеличить изображение с низким разрешением для печати, при этом частично сохранив качество.

Будущее Photoshop

Проследив за этапами развития Photoshop, мы увидели, как простая идея превратилась в мощный и популярный инструмент для создания и обработки графики. Специалисты продолжают строить теории насчет того, когда же Photoshop объединится с другим популярным продуктом компании - Illustrator.

Последние годы VR активно развивается и набирает популярность. Так что можно только представить, как потенциал Photoshop раскроется в сфере виртуальной реальности.

Тем временем, братья Нолл не покинули индустрию и продолжают трудиться над своим детищем, внедряя новые функции и расширяя возможности Photoshop.

Статью подготовил: Максим Енин