Роман Минаев. Портрет Бойса. Цианотипия. Кока-кола. Бумага.

Рассказ Людмилы Зинченко

Я расскажу о некоторых процессах печати, которые получили название альтернативных — альтернативных цифровой фотографии или обычной аналоговой. Вы можете получить представление об этих вещах, однако, чтобы заниматься, надо подготовиться более серьезно, используя специальную литературу и интернет-ресурсы. Но и это не главное. Как, например, невозможно научится играть на скрипке, зная только нотную грамоту, не разучивая гаммы, так и научиться печатать можно только путем постоянных тренировок.

Нужна практика. Чтобы концертировать, надо постоянно музицировать. Не огорчайтесь, если у вас не получится сразу. Я, например, около двух лет, уже под насмешки друзей и коллег, не могла освоить гумбихромат… Самое главное — иметь терпение. Итак начали.

Цианотипия

Цианотипия — самый простой и, пожалуй, самый распространенный сейчас способ печати. Как и большинство альтернативных процессов печати, он известен давно. Если открыть фотографический справочник начала прошлого века, то можно встретить и другое его название — ферротипия. Это по названию железа, которое используется в этом процессе. Рецепт приготовления светочувствительного раствора прост.

Первый раствор:

30 г лимоннокислого аммиачного железа (цитрат железа) на 100 г воды. Из этого мы получим первый запасной раствор.

Второй раствор:

10 г калия железосинеродистого (он же красная кровяная соль, или, в просторечии, кровянка) на 100 г воды.

Два этих запасных раствора хранятся достаточно долго, чего не скажешь о рабочем растворе, который следует приготовить непосредственно перед нанесением. Рабочий состав состоит из одинакового количества первого и второго растворов. Для составления лучше использовать шприцы и в плоскую баночку налить одно и то же количество железа и кровянки. Дальше взять бумагу или ткань (наверное, возможны и другие носители) и при неярком свете кистью нанести светочувствительный раствор на поверхность. Оставить сохнуть также при слабом освещении.

Разумеется, для начала лучше взять бумагу. Ее качество не играет принципиальной роли, подойдет любая плотная акварельная бумага, впрочем, можно взять и ватман.

Чтобы напечатать фотографию, нужен негатив. Если, конечно, вы не делаете фотограмму. Фотограмма — это занимательный процесс, который можно делать на улице, в лесу, у моря и т. д. Намазываете бумагу в глубокой тени, а еще лучше сделать это заранее, так как очувствленная бумага может храниться — в черном пакете, разумеется. Мой «личный» максимальный срок хранения — около двух недель. Потом на бумагу можно положить какие-то предметы, допустим, найденные в лесу или на море либо собственную соломенную шляпу, подержать на солнце минут 10, промыть — и картинка готова.

В остальных случаях делается негатив. Не смущайтесь, если у вас нет аналоговой камеры, в данном случае она и не нужна. Альтернативные способы тем и хороши, что вы можете сделать отпечаток, снятый на что угодно: телефон, цифровой фотоаппарат любого уровня, пинхол и т. д. Можно даже нарисовать этот рисунок и перевести его в негатив.

Берете прозрачную пленку для принтера (я покупаю ее на Савеловском рынке). Негатив делается в «Фотошопе» простым способом инвертирования. Далее я подтягиваю кривую так, чтобы изображение было достаточно контрастным и достаточно плотным. Для печати больше подходит струйный принтер.

Подсохший черно-белый негатив вы кладете на светочувствительную бумагу, закладываете все это в рамку. Простейший ее вид: плотный задник и стекло, которое прижимает ваши фотоматериалы сверху. Скрепляете все это канцелярскими зажимами и экспонируете. Это называется контактная печать.

Для этого вам нужен ультрафиолетовый источник света. Он может быть как естественным — солнце, так и искусственным — УФ-лампа. Конечно, желательно, чтобы излучение лампы максимально покрывало поверхность негатива, иначе у вас будут недоэкспонированы края, которые станут потом слишком светлыми. Выдержка будет составлять 7-15 минут, в зависимости от плотности негатива. По истечении этого времени достаем проэкспонированную фотобумагу и промываем ее. Это лучше делать в кювете с проточной водой, следите только, чтобы струя не била на саму картинку, иначе на этом месте у вас появится светлое пятно, если не дырка. По окончании промывки лучше прополоскать фотографию 10-15 минут в растворе лимонной кислоты.

Теперь вы можете любоваться на прекрасную светло-синюю картинку. Это, собственно, и есть берлинская лазурь — вещество, которое получается после всех химических процессов, произошедших на бумаге. Если все же вас не устраивает цвет, который и дал название процессу, — цианотипия, то вы можете тонировать изображение. В качестве тонера чаще всего используют чай — черный или зеленый, где красит, собственно, входящее в него вещество танин, но поле для экспериментов широко, можно использовать даже кока-колу! После промывки и тонирования вы сушите изображение — и отпечаток готов.

Так же происходит процесс и с тканью. Правда, выдержка несколько длинней, чем на бумаге. Часто задаваемый вопрос в отношении ткани — о возможности стирки. В машине — нет, только ручная стирка с минимумом мыла. Что касается возможности носить это изделие, думаю, да, можно, потому что красная кровяная соль, небезопасная для организма, вымывается в процессе печати.

Соленая печать

Это самый старый способ печати фотографий, изобретенный Уильямом Генри Фоксом Тальботом в начале позапрошлого века. Он основан на взаимодействии соли и азотнокислого серебра. Его отличает мягкость тона, слабый контраст и, как следствие, широкий динамический диапазон.

Конечно, купить поваренную соль и желатин не составит труда. А вот азотнокислое серебро — очень дефицитный материал, и найти его сложно (конечно, если вы не готовы растворять серебряную ложку в азотной кислоте). Для начала лучше ограничиться приобретением набора для соленой печати в фотомагазине. Там, где продаются химикаты для печати, тонеры, фотобумага, возможно, есть и наборы для альтернативных технологий. Но в любом случае не мешает знать то, что вы делаете.

Для начала мы солим бумагу. Лучше брать акварельную бумагу весом 200-300 г с подходящей для вас фактурой. Для соления бумаги можно использовать такой раствор:

25 г поваренной соли

5% бихромата калия (ознакомьтесь с правилами его применения!)

2 г желатина

Вода до 1 л.

Листы бумаги держим в этом растворе около минуты, затем сушим. Соленые листы могут храниться долго. А вот очувствлять бумагу лучше непосредственно перед печатью. При слабом освещении наносим кистью раствор нитрата серебра (12 г на 100 г воды). Воду лучше брать дистиллированную, в противном случае вам придется держать этот раствор на ярком солнце, пока не осядет грязь в виде хлопьев на дне емкости. Чистота раствора влияет на контраст, а поскольку изображения и так будут очень мягкими, то с этой проблемой вы столкнетесь.

Теперь перейдем к негативу. Вы делаете его примерно так же, как и для цианотипии, но гораздо контрастнее. Далее поступаете так же, как и с первым процессом: кладете негатив на эмульсионную сторону высушенного листа бумаги, прижимаете стеклом и включаете УФ-лампу или же выносите на солнце.

Выдержки будут примерно 3-5 минут. Впрочем, все зависит от вашего источника света. Изображение будет меняться на глазах: к концу экспонирования, если все сделано правильно, оно станет темно-коричневым. Но не пугайтесь переэкспонирования, потому что после промывки оно сильно посветлеет. Дальше переходите к процессу фиксирования. Кладете картинку в раствор тиосульфата натрия (это, собственно, и есть черно-белый фиксаж) и держите ее там около 10 мин. Потом пятнадцатиминутная окончательная промывка — и отпечаток можно сушить.

Фотография будет светло-коричневого цвета. Если вы хотите дать другой оттенок, можно использовать тонеры. Я не буду здесь приводить их сложные рецепты, это можно узнать на сайтах по альтернативной фотографии.

Лит-процесс

До этого мы рассматривали процессы, основанные на печати под ультрафиолетовым светом с контактных негативов. Лит-печать же делается на обычном фотоувеличителе, с обычной фотопленки. Хотя некоторые студенты Школы имени Родченко научились печатать и с цифровых файлов, используя те же контактные негативы, сделанные на принтере. (Надо сказать, что для такого негатива и увеличитель не нужен — можно просто включать, например, настольную лампу).

И если цианотипия и соленая печать — более или менее предсказуемые процессы, то, занявшись лит-печатью, вы поймете, что предугадать, как будет вести себя ваш отпечаток в проявителе и что из него в конце концов получится, невозможно. Так же, как невозможно сделать пару одинаковых фотографий, пусть даже с одного негатива и с одинаковой экспозицией. Но дело того стоит!

Самое главное — подобрать фотобумагу для нужного вам эффекта. Как правило, это матовая баритовая бумага. Можно покупать бумагу Ilford, «Кент Мери», FOMA Bohemia и экспериментировать с ними.

Далее выбор проявителя. Самый простой и доступный — это Д-9. Его можно купить в фотомагазине, заказать на сайте «Фотоаптека» (www.d-76.ru) или приготовить самим. Кстати, для этого проявителя хорошо подходит бумага «Фомабром 112». Есть и другие, более дорогие проявители, с другими, разумеется, характеристиками. Специальную фотобумагу для лит-процесса я никогда не покупала, так же, как и мои знакомые, которые печатают постоянно.

Экспозиция при печати — не самая важная тема в лите. Она должна быть больше обычной в 2-3 раза. Самое главное — это проявка. Запаситесь терпением! Проявлять надо около 15 мин., постоянно покачивая кювету. Если вы подогреете проявитель до 25-30 градусов, процесс пойдет быстрее (для этого ставьте кювету в горячую воду). Через какое-то время вы увидите темные пятна на вашем сером отпечатке. Это значит, что пошло инфекционное проявление.

Суть процесса в том и состоит, что наряду с обычным идет второе — инфекционное — проявление. Оно-то и дает это крупное зерно, которое всем так нравится и которое, собственно, дало название процессу. В конце проявки наступит самый ответственный момент: необходимо вовремя достать отпечаток из проявителя и промыть его, иначе за несколько секунд ваш снимок превратится в темное пятно. Научить этому теоретически невозможно, все необходимо постичь на практике.

После фиксирования, кстати, для этого лучше взять обычный простой фиксаж отечественного производства, но в любом случае не «Илфорд», так как после него фотографии темнеют. Тон фотографий может иметь оттенки желтого, коричневого или быть обычным черно-белым. Это зависит от соотношения фотобумаги, проявителя и времени проявки.

Теперь мы переходим к еще более сложному процессу

Гумбихромат

Этот способ печати основан на свойстве гуммиарабика (смолы белой акации) в соединении с бихроматом калия или натрия становиться нерастворимым в воде под действием ультрафиолетового света. Для цвета используются акварельные краски. Если в предыдущих процессах мы могли получить только какой-то определенный цвет, то здесь нашу фантазию может сдерживать только отсутствие акварели. Для гумбихромата нужны только краски Winsdorf&Newton (по крайней мере все то, что я пыталась делать с другими красками, никуда не годилось). Для печати нам будет также нужен контактный негатив, но менее контрастный, чем в предыдущих разделах.

Для начала нужно подготовить бумагу. Если в соленой печати и цианотипии бумага не имеет решающего значения, то в гумбихромате правильно выбранная бумага — это залог успеха. Я использую офортную бумагу Rossapino итальянской фирмы Fabriano. Хорошие результаты дает французская бумага Arch Fine, некоторые сорта Monvale.

Перед печатью бумагу промазываем желатином (3 г на 100 г воды), сушим и затем промазываем светочувствительным раствором. Его составляем так:

Выдавливаем из тюбика червяк акварельной краски, размером примерно с сантиметр. С помощью шприца наливаем 3 мл разведенного заранее жидкого гуммиарабика (30 г сухого вещества на 100 г воды). Дальше шприцом добавляем 3 мл бихромата калия (заранее ознакомьтесь с условиями его применения!). Его раствор готовят исходя из 10 г вещества на 100 г воды.

Впрочем, соотношения этого состава можно варьировать в зависимости от нужного вам контраста. Если вы хотите получить достаточно мягкое изображение, то кладете в рабочий раствор больше бихромата. А если надо усилить контраст, то, наоборот, больше гуммиарабика. Такой способ позволяет печатать по светам и по теням и, если это надо, разными красками. То есть с одного черно-белого негатива вы можете получить или монохромное, с разными оттенками или вообще цветное изображение. Возможно, это не сразу понятно, я вот тоже долго не могла понять. Попробую объяснить печать монохромной фотографии.

Намазываете на бумагу первый слой. Допустим, это будет печать по светам какой-нибудь холодной краской, например, индиго. Составляете для этого раствор с преобладанием бихромата, например 6 г бихромата, 2 г гуммиарабика и червяк краски индиго. После высыхания экспонируете с контактного негатива минуты 2-3 и моете.

Да, не забудьте сделать крестики или надрезы на негативе и бумаге, чтобы потом могли их совмещать. Моете не в проточной воде, а в стоячей, в кюветах. Фотография лежит изображением вниз, и во время этой промывки происходит проявление. То есть незадубившиеся частицы светочувствительного раствора, куда не попал свет, будут вымываться. А там, где свет попал, будет изображение. Воду меняйте, сам процесс проявления в воде может продолжаться около часа.

Затем вы получите картинку. Но вряд ли она удовлетворит вас по качеству, потому что, скорее всего, она будет слишком серой и слабой. Но не забывайте: пока мы делали печать по светам. Второй этап лучше делать спустя несколько часов после высыхания фотографии. Сверху на это же изображение намазываете второй слой, куда кладете гуммиарабика, например, раза в 2 больше, чем бихромата. А краску для этой цели можно взять другую, ведь это печать по теням. Например, умбру или «Ванн Дейк», все это желто-коричневые цвета. Точно так же прокрашиваем и экспонируем, проявляем в воде и сушим. Если и это качество не устраивает, то для красочности можно добавить и третий слой, лучше на следующий день, куда вы добавите бихромат и гуммиарабик в одинаковых пропорциях. А краску возьмете, например, «слоновая кость».

Примерно таким образом я печатала свой проект «РАЙцентр», правда, в некоторых случаях делала по 4-6 слоев.

Получить цветное изображение с помощью этого способа делать будет не очень сложно, если вы освоите печать. Но, думаю, надо сразу отказаться от перспективы получения правильных цветов. На первом этапе это невозможно. Но и зачем вам правильные цвета? Их вы можете получить и в мини-лабе!

Цветное изображение вы можете сделать по системе RGB или CMYK. В первом случае делаете 3 цветоделенных черно-белых негатива, используя меню Split Channels палитры Channels в «Фотошопе». У вас получатся негативы для красного, синего и зеленого каналов. Дальше будет очень интересно: слой акварельной краски для каждого негатива должен быть ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ. Если негатив красного канала, то цвет акварельного слоя на бумаге должен быть голубым.

Синий Зеленый Красный

соответствуют

Желтому Пурпурному Голубому

При печати же по схеме CMYK вы не делаете противоположных цветов, а печатаете правильно: синий негатив — синий слой и т. д.

Удачных экспериментов!

Варя Геворгизова. Эманация тела. Цианотипия. Ткань.

Андрей Куницкий. Из проекта «Бездомные». Соленая печать. Бумага.

Кир Эсадов. Соленая печать. Бумага.

Ирина Манн. Ибица. Лит-процесс

Кир Эсадов. Из проекта «Интимный дневник отличника». Фотобумага Ilford.

Людмила Зинченко. «Баня». Лит-процесс. Фотобумага

Foma 112. Ирина Манн. Испания. 2009 г.

Людмила Зинченко. Из проекта «РАЙцентр». Гумбихромат. Офортная бумага.

Дмитрий Орлов. NY. Гумбихромат. Акварельная бумага.

Здравствуйте, дорогие читатели! Последнее время, особым признанием пользуется фотопечать на стекле, что она из себя представляет, а также где применяется, Вы узнаете из этой статьи!

Итак, как же можно использовать фотопечать на стекле при декоре интерьера? Технология фотопечати, применяется для создания декора мебели, кухонных фартуков, столешниц, стеклянных дверей шкафов, межкомнатных дверей, комнатных перегородок. Потрясающе, не так ли?! Декору можно подвергнуть практически все основные детали интерьера, меня допустим более всего привлекают кухонные фартуки (примеры таких фартуков будут представлены на фото ниже), которые в миг сделают кухню не только стильной, но и эксклюзивной!

Данная технология позволяет нанести на поверхность стекла любые изображения: животных, цветов, природы, людей, автомобилей, техники, предметов, абстракции, различные узоры и так далее. При сильном желании профессионалы могут нанести семейное фото! Представляете, какой полет фантазии?



Преимущества фотопечати на стекле.

Поверхность с фотопечатью обладает привлекательным внешним видом, к тому же считается практичной и долговечной. Материал не боится воздействий влаги, солнечных лучей и химических составов. Изделие с применением фотопечати легко очищается простыми полирующими средствами. Нельзя не упомянуть, что на поверхность стекла можно нанести абсолютно любое изображение, будь то просто понравившаяся картинка или любимое семейное фото.






Разновидности фотопечати на стекле.

Существует несколько видов фотопечати: использование готового рисунка (нанесенного на тонкую пленку) и печать на само стекло (уф-фотопечать и уф-фотопечать с применением нанокрасок).

Разберем каждый вид по отдельности:

1. Пленка с готовым изображением приклеивается с тыльной стороны стекла, в этом случае лицевая часть остается гладкой и без изменений. Такой метод является наиболее популярным и приемлемым по стоимости. Но это вовсе не означает, что весь процесс нанесения пленочного изображения прост, нередко для получения готового и эффектного изображения используется несколько слоев специализированной пленки с различными цветовыми переходами, из-за чего процесс наклеивания становится времязатратным, так как на приклеивание одного слоя уходит порядка одних суток. К тому же сам процесс очень ответственен, ведь нужно постоянно следить, чтобы на поверхности не появились «пузыри» — воздушные каверны.

2. Фотопечать непосредственно на стекле , еще называют полноцветной фотопечатью. Изображение наносится с применением специальных машин (принтеры для УФ фотопечати) — ультрафиолетовыми лучами.

УФ-фотопечать, подразделяется на два способа. 1. На подготовленное стекло наносится тонкий слой основы, а именно прозрачный лак, на который собственно и наносится изображение. 2. Печать сразу на стекло при помощи обжига красок ультрафиолетом.

УФ-фотопечать с применением нанокрасок. Благодаря своему составу, такие краски приникают в микропоры даже самого идеально-гладкого стекла, причем такие краски совершенно не боятся воздействий высоких температур, они настолько въедаются в поверхность стекла, что делают изображение устойчивым к различным механическим воздействиям! В отличии от пленочной печати, рисунок получается более реалистичным и насыщенным. Кроме того изделие не отслаивается по углам, не скатывается и не отстает от поверхности. Поэтому такой вид фотопечати можно использовать даже вне дома.




Из видео Вы узаете, как происходит ручное нанесение фотопечати на стекло с тыльной стороны:

В заключении хотелось бы сказать, что фотопечать будет выгодно смотреться не только на матовых поверхностях, но и на зеркальных, глянцевых и даже прозрачных материалах. Такие стеклянные элементы помогут украсить и даже преобразить внутренние части помещений, а при необходимости использоваться в оформлении внешнего фасада здания. Ограничений по выбору изображения просто не существует, можно использовать обычную графику или нанести собственную фотографию. Кроме всего прочего, рисунок на стекле выглядит очень стильно, модно и неординарно.

Уважаемые читатели, интерьерная индустрия не стоит на месте, а постоянно совершенствуется и развивается, еще несколько лет назад мы не знали о фотопечати на стекле, а сейчас уже активно используем ее в интерьере. Чтобы не пропустить выход новых, интересных статей рекомендую Вам подписаться на получение новостей с сайта «Уют в Доме».

Если вы уже читали , то вы уже знаете, что существует 2 основных вида оборудования для печати изображений на скинали: широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами на виниловой пленке и УП-печать. Изображения для интерьера печатают с разрешением 1140 dpi (точек на дюйм). Рассмотрим эти способы печати подробнее.

Широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами

Это один из самых распространенных видов широкоформатной печати. Печать происходит на широкоформатных принтерах (плоттерах) с использованием чернил на основе растворителя – сольвента. Принцип печати таких плоттеров практически не отличается от обычных бытовых струйных принтеров. Широкоформатные плоттеры позволяют печатать на рулонных материалах разной ширины (зависит от модели плоттера), таких как виниловая пленка, баннерное полотно, холсты и т.д. Максимальная ширина широкоформатной печати может достигать 3200 мм.

Качество фотопечати при использовании сольвентных чернил зависит от качества используемых расходных материалов и даже от модели самого печатающего плоттера, но в большинстве случаев его достаточно для печати изображений на скинали.

К плюсам широкоформатной печати сольвентными чернилами можно отнести:

  1. Относительно, недорогое оборудование и низкая себестоимость печати;
  2. Высокое качество и устойчивость печати.

Минусом сольвентных чернил является их токсичность. Чтобы изображение было более устойчивым к внешним воздействиям, для растворения красящих пигментов используется агрессивный растворитель (сольвент) в состав которого входит циклогексанон – очень токсичный компонент, который опасен для человека и окружающей среды. Кроме того, чернила и напечатанное изображение имеют специфический запах (после ламинации практически не чувствуется). Сейчас существует несколько разновидностей экосольвентных чернил, которые отличаются уровнем токсичности:

  1. Чернила на основе жесткого сольвента;
  2. Низкосольвентные чернила;
  3. Экосольвентные чернила;
  4. Биосольвентные чернила.

Первые два типа чернил являются самыми токсичными и напечатанные ими изображения рекомендуется использовать только для наружного применения (например, в наружной рекламе), но на практике их часто используют и для интерьерной печати. Чем меньше содержание токсичных веществ, тем хуже (теоретически) качество и устойчивость напечатанных изображений, на практике отличия не всегда заметны и не критичны.

При использовании плоттеров на сольвентных чернилах (кроме биосольвентных) нужно соблюдать меры по технике безопасности: в помещении обязательно должна быть установлена вентиляция, а работники должны использовать средства защиты дыхательных путей.

Для печати изображений на скинали, чаще всего используются экосольвентные чернила либо УФ-печать.

УФ-печать

УФ-печать — это печать специальными дисперсными чернилами, которые застывают под воздействием ультрафиолетового излучения. Технология УФ-печати позволяет печатать не только на рулонных материалах, как сольвентные принтеры, но и на твердых листовых материалах, таких как пластик, стекло, керамика и т.д.

Использование УФ-печати для прямой печати значительно упрощает процесс изготовления скинали панелей, но у этого способа печати также есть свои особенности, положительные и отрицательные свойства.

По сравнению с сольвентной фотопечатью, УФ немного уступает по качеству напечатанных изображений: минимальный размер напечатанной точки (пикселя) у УФ-чернил больше, за счет чего общее разрешение напечатанного изображения уменьшается.

Огромным плюсом УФ-печати, как уже написано выше, является возможность прямой печати, что позволяет значительно упростить процесс изготовления скинали и кухонных фартуков. Также УФ-печать дает возможность печатать белым цветым, что также является весомым плюсом данной технологии.

Кстати, для лучшего сцепления краски с поверхностью стекла и увеличения устойчивости напечатанного изображения, перед печатью желательно использовать специальный грунт (он же праймер), который увеличивает адгезию (сцепляемость) стекла и чернил, а после можно покрыть печать лаком.

Как наносится изображение на скинали

С прямой УФ-печатью на стекле и других материалах все понятно, с нанесением изображения на пленке немного сложнее.

При использовании пластика, МДФ и других материалов, кроме стекла, изображение печатается в фотокачестве на белой самоклеящейся виниловой пленке и просто наклеивается на основу. Для увеличения срока службы, изображение лучше заламинировать. Такой способ применяют при изготовлении недорогих скинали.

При использовании стекла, процесс нанесения изображений немного отличается и зависит от типа используемого стекла. Если в качестве основы для скинали используется обычное либо закаленное стекло, то изображение печатается в зеркальном отражении на прозрачной пленке, которая ламинируется белой пленкой, которая дополняет изображение белым цветом, т.к. он теряется при печати на прозрачной пленке, а также выполняет защитную функцию. Затем пленка с напечатнным изображением наклеивается на заднюю сторону стекла. Если нужно сделать, чтобы скинали из стекла была прозрачной, то белую пленку приклеивать не нужно, но для таких целей лучше использовать прямую УФ-печать на стекле.

Вручную ровно и без воздушных пузырей наклеить пленку с изображением практически невозможно, поэтому обычно используется специальное оборудование.

Для переноса изображений на стекло триплекс часто наклеивают пленку с изображением как описано выше, но лучше и надежнее помещать напечатанное изображение внутрь триплекса при его изготовлении, правда при этом стоимость конечного изделия заметно увеличивается.

Не нужно забывать, что качество печати скинали зависит не столько от способа печати и оборудования, сколько от качества самого изображения. О требованиях к изображениям и необходимом количестве мегапикселей для печати качественного изображения читайте .

Украшенные рисунками фасады шкафов, перегородки и настенные панели можно встретить в разных стилях интерьера: модерн, кантри, фьюжн… Фотопечать на стекле отличает высокая детализация, богатая цветопередача, яркость, глубина оттенков.

Усовершенствованные методики «рисования» расширили область применения стеклянного декора, обогатили ассортимент материалов и сделали процесс более бюджетным. Стало возможным нанести рисунок даже на утолщенные материалы с рельефной поверхностью.

Фотопечать на стекле или прозрачной пленке используют в производстве:

  • декора для дверей, потолков, лестниц, межкомнатных и душевых перегородок;
  • мебели - делают прозрачные или непросвечивающиеся вставки, накладки;
  • украшений для светильников, столешниц, кухонных фартуков;
  • сувенирной продукции, посуды, прозрачных картин.

Чаще всего фотопечать применяют на дверцах шкафов и кухонных фартуках

6 преимуществ фотопечати

Есть минимум шесть причин популярности фотопечати на стекле:

  1. Нет ограничений по рельефности поверхностного слоя - можно получать объемные, реалистичные эффекты.
  2. Изображения устойчивы к деформации, механическим воздействиям, солнечным лучам (если используются УФ-методы), не боится перепадов температур.
  3. Большое разнообразие визуальных решений - доступны варианты от собственного фото до имитации витражей, природных фактур.
  4. Универсальная технология позволяет создавать сложные рисунки (например, с градиентным переходом цвета) на разных поверхностях;
  5. Печать на стекле или прозрачной пленке обходится дешевле по сравнению с другими вариантами создания оригинального декора.
  6. Нанесение рисунков не занимает много времени.

Виды стекла

Оборудование и технологии фотопечати на стекле сочетаются с разными материалами. Производители используют:

  • матовую основу: непросвечивающий слой - защита от любопытных глаз, поверхность не бликует;
  • триплекс - многослойная основа, придающая рисунку объемность и предохраняющая его от порчи, царапин (декоративный слой находится между двумя стеклянными);
  • флоат - прозрачный, тонированный по массе материал толщиной 0,4-25 мм со сверхгладкой поверхностью и оптическими параметрами, исключающими искажение графики;
  • оптивайт - осветленная разновидность материала, сохраняет цветопередачу на 100 %, не искажая оттенка;
  • акрил (оргстекло) - доступный, практичный и легкий синтетический материал;
  • окрашенную массу - в состав добавляют красители, обрабатывая его по флоат-технологии или вытягивая вертикально;
  • лакобель - транспарентная влагостойкая основа, с одной стороны покрытая слоем лака/краски из палитры Lacobel;
  • зеркала.
Стандартное толстое стекло требует цветокоррекции. Зеленоватый оттенок искажает краски изображений. Проблему решает использование оптивайта, лишенного этого недостатка.

Плоттер наносит изображение на оргстекло

Обзор технологий

Существует три основных технологии фотопечати на стеклянной основе:

  • прямая, принтерная - материал обрабатывают подготовительными праймерами, наносят декор, закрепляют результат лампами ультрафиолета - поверхность сохраняет свой вид и яркость цвета долгое время;
  • пленочная - декоративный слой наносят на пленку, прикрепленную полимерными клеями к основе;
  • триплекс - пленку с декором помещают между двумя стеклянными слоями, надежно защищающими ее от повреждений.

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Триплексы легко вставлять в двери, перегородки, лестничные ограждения. Они дают двусторонний обзор. Пленку проще заменить, если декор надоест, но она ненадежна.

Прямая УФ-технология - лучший метод, потому что:

  • сочетается с листами толщиной до 50 мм;
  • допускает использование белого цвета без потери качества изображения;
  • рисунок устойчив к химическим веществам, истиранию, влаге;
  • линии четкие, детализированные, а оттенки насыщенные;
  • отличается высокой скоростью и простотой работы.

Стоимость стеклянного декора зависит от площади/размера предмета, разрешения изображения, применяемого материала. Увеличивают цену дополнительные опции: создание эскиза, постпечатная обработка, установка креплений, подсветки. Ускоренное изготовление также обходится дороже.

Триплекс считается самой надежной технологией - рисунок держится годами

Прозрачная пленка с фотопечатным рисунком

Прозрачные пленки удобны, если к изображениям не предъявляют повышенных эксплуатационных требований. Декорированную основу наносят на мебельные фасады, вертикальные поверхности, шкафы-купе. Обязательное требование - стопроцентная прозрачность печатного слоя.

Основу наклеивают на стекла с изнаночной стороны (для защиты рисунка). После наклеивания принта изделие нужно выдержать сутки, а затем нанести второй слой белой пленки. Матовые пленки дают лучший результат, легко «прикатываются», но прочность у них меньше.

Как работает ультрафиолетовый принтер?

УФ-методы печати сегодня применяют чаще прочих благодаря их простоте, скорости, практичности. Как и в интерьерной печати , для этого используют широкоформатные принтеры/плоттеры и специализированные краски. Сольвентные чернила проникают вглубь стекол, не растекаясь, а ультрафиолетовые - затвердевают на поверхности под воздействием УФ-лучей.

Благодаря полимеризующимся краскам , изображения передаются с фотографической точностью. Перед работой поверхность подготавливают:

  • очищают от пыли;
  • полируют и обезжиривают;
  • обрабатывают праймерами для улучшения адгезии.

Размеры капель в прогрессивных печатающих головках регулируются. Принтер работает с шестицветной схемой, отчего рисунок выглядит реалистично. Принцип работы аналогичен струйной печати. Встроенные УФ-лампы фиксируют картинку. Дополнительную прочность поверхности придает постобработка лаками.

УФ-принтер для широкоформатной печати на стекле

Технология скинали

Распространенная область применения УФ-печати - изготовление стеклянных кухонных фартуков (скинали). Это удачная альтернатива керамическим поверхностям, которые более хрупки и выгорают со временем. Фартуки-скинали защищают стены от грязи, жира, легко моются, долговечны.

Технология изготовления скинали: стекло толщиной 6 мм закаливают для прочности и безопасности, делают вырезы под крепежи, розетки. Изображение наносится с изнаночной стороны и не подвергается механическим воздействиям. Используются термоустойчивые краски, поэтому размещенная рядом плита не будет проблемой.

С помощью скинали можно получить яркий интерьер

Студии дизайна предлагают целые каталоги с изображениями для скинали, разрабатывают индивидуальные макеты. Можно подобрать рисунки самостоятельно.

Больше о производстве скинали можно узнать из этого видеоролика:

Итоги

  • Фотопечать - способ украсить мебель и элементы интерьера изображением по собственному вкусу.
  • Для печати используют прозрачные, матовые, многослойные, фактурные стекла, акрил, оптивайт, зеркала.
  • Наиболее прогрессивная технология - ультрафиолетовая печать сольвентными или ультрафиолетовыми чернилами, пленки менее практичны.

Яркое изображение на
стеклянной столешнице
обеденного стола
нанесено методом фотопечати

Фотопечать на стекле - один из трендовых декоративных приемов художественного оформления стеклянных изделий и мебели. Этот способ позволяет получить красивые высокоточные полноцветные изображения.

Существуют разные способы фотопечати на стекле - прямая фотопечать, пленочная фотопечать и триплексная.

Прямая печать , когда изображение наносится непосредственно на стеклянную поверхность, производится ультрафиолетовыми (УФ) чернилами либо керамическими запекаемыми красками .

Сущность технологии УФ фотопечати заключается в переносе изображений на стекло посредством принтера, оснащенного ультрафиолетовыми лампами. Предварительно стеклянная поверхность обрабатывается особыми химическими веществами - праймерами, чтобы краска лучше проникла в материал, а рисунок был более устойчивым. Затем специальные фиксирующие фотополимерные чернила наносятся на стеклянную поверхность и подвергаются воздействию УФ-излучения для так называемой «сушки». Изображения фотографического качества, полученные таким образом, износоустойчивы и долговечны. Недостаток УФ печати - высокая стоимость по сравнению с сольвентной печатью, про которую речь пойдет чуть позже. Однако, определяющим фактором при выборе УФ печати становится качество и долговечность.

При использовании керамических красок изображение, нанесенное на широкоформатном цифровом принтере, подвергается обязательной закалке. Под действием высокой температуры краска впекается в стеклянную поверхность и становится ее частью. Изображение, полученное этим способом, устойчиво к внешним воздействиям (перепаду температур, влаге, химически агрессивной среде) и истиранию - краску, ставшую частью верхнего слоя стекла тяжело повредить. Закаленное безопасное стекло со стойким изображением фотографического качества находит широкое применение при наружном остеклении.

Прямая печать может выполняться как с лицевой стороны стекла, так и с изнаночной. Безусловно, печать с обратной стороны безопаснее для всех видов стекол и красивее для прозрачного стекла. Иногда для защиты рисунка с лицевой стороны используют ламинацию (покрывают пленкой) или покрытие лаком.

Более простой способ фотопечати - печать на пленке . Для нее используется специальный принтер и сольвентные краски, которые нанося в жидком виде на прозрачную пленку, высыхают естественным путем, а затем наклеиваются на стеклянную поверхность с обратной стороны. В этом случае применяется зеркальный метод печати. Однако, несмотря на то, что пленка располагается с изнаночной стороны изделия, при неаккуратном обращении ее можно поцарапать острым предметом, со временем края пленки могут отслаиваться от стекла или скручиваться. Иногда поверх изображения на прозрачной пленке, может наклеиваться белая матовая пленка. Например, для стеклянного фартука - прозрачные участки, которые некрасиво будут выглядеть на фоне стены, будут естественно смотреться на белом фоне.

Несмотря на выше описываемые недостатки, в этом способе фотопечати на пленке есть одно несомненное достоинство - надоевшее изображение можно менять так часто, как захочется. Однако эту работу лучше доверить профессионалам. Клеить самим, если Вы не специалист, не стоит, можно потратить время, нервы и деньги, заплаченные за пленку, а в итоге результат может разочаровать.

Сольвентная печать позволяет создавать яркие и сочные цветные образы, которые по сравнению с УФ печатью обойдутся намного дешевле. Но если не стоит вопрос об экономии, то предпочтение лучше отдать УФ печати с более лучшей цветопередачей.

Пленка с фотопечатью может использоваться при триплексовании. В этом случае высококачественная пленка с изображением помещается между двух стеклянных листов, которые склеивают между собой посредством температурной обработки и высокого давления. Полученное таким образом стеклянное изделие отличает высокая устойчивость к механическим воздействиям, перепадам температур, выцветанию и абсолютно безопасно для человека.

Фотопечать может наноситься на любые стекла - , и пр. Изображение может быть плоским, когда наносится на гладкую поверхность, и объемным, когда печатается на рельефной поверхности. Также рельеф рисунку можно придать посредством краски, выступающей над поверхностью стекла.

Метод нанесения термостойкого
изображения фотопечатью
на стекле

Выбор изображения для фотопечати чрезвычайно широк. Перенести на стекло можно любую личную фотографию или понравившийся рисунок - репродукцию известных картин, пейзаж, портрет, природные мотивы, графику, узоры, орнамент, абстракцию и многое другое. С помощью фотопечати можно создать имитацию различных природных материалов (дерево, мрамор, камень и пр.) и 3D рисунки различной сложности.

Высокое качество и четкость изображения, цветопередача, устойчивость к солнечному свету позволяют методу переноса фото на стекло сохранять актуальность при декорировании мебели и изделий из стекла. Фотопечать украшает межкомнатные двери, стеклянные перегородки, столешницы, стеклянную мебель (столы, подвесные шкафы и полки), стеклянные панели, потолки, полы, ограждения лестниц, окна. Способом фотопечати можно оформить стекло с логотипом или фирменной символикой организации для офиса. Оригинальный фартук для кухни из стекла с фотопечатью стал достойной альтернативой традиционной кафельной плитке, а водонепроницаемость стеклянных изделий с фото позволяет декорировать кухни, душевые и ванные комнаты. Фотопечать оживит и украсит любое изделие из стекла - посуду, светильники, картины, сувениры.