Каждый стиль музыки требует не только определенных навыков и фишек, но и часто особого оборудования или специфической настройки инструментов. Например, на мировой классике - Fender Stratocaster не сыграешь тяжелые стили музыки - звучание будет недостаточно плотным и агрессивным. Поэтому, выбирая инструмент, музыкант всегда учитывает стиль, в котором предпочитает играть. Но важны не только музыкальные инструменты. Играет роль и другое оборудование - своеобразные обязательные (или не очень) дополнения, вносящие в музыку свои особенности звучания. Одними из таких элементом считаются звукосниматели. Для обычного слушателя - практически невидимая деталь. На как она важна! Во-первых, хорошие звукосниматель - один из факторов качественного звука. Во-вторых, правильно подобранный звукосниматель подчеркнет ваш профессионализм в исполнении определенного стиля музыки.

Если вы рискнете исполнять “тяжеляк” на синглах, то вряд ли у вас получится мощное звучания. Хотя Кирк Хеммет однажды рискнул, и все получилось. Но это же Кирк Хеммет - ему можно. Да и делал он это, наверное, чтобы пойти против системы и показать, что для великих музыкантов нет ничего невозможного. Но если вы новичок, не играете в Metallica или у вас попросту нет потребности доказывать свою крутость, отлично сыграв мощнейшие риффы на синглах - не покупайте звукосниматели такого типа на тяжелую музыку. Но если вы играете блюз, джаз, поп, то синглы - отличный выбор!

Так вот, о синглах… Главное отличие таких звукачей от хамбакеров в количестве катушек - у синглов она одна. Как мы уже упоминали, звукосниматели такого типа не очень подойдут музыкантам, исполняющим тяжелую музыку. Почему? Частично из-за фона, который образуется от перегруза (хотя есть синглы с шумоподавлением). Эти звукосниматели снимают не только сигналы струн, но и случайные помехи - собственно, причину гудящего фона. Поэтому синглы лучше покупать любителям более легкой музыки. И обязательно стоит позаботиться о нойз-гейтах.

Хамбакеры были созданы позднее - как альтернатива синглам. Они состоят из двух катушек, намотанных в разные стороны, что позволяет уменьшить фон. Конечно, наличие фона зависит не только от звукачей (еще от уровня гейна и экранировки самого инструмента), но это тоже очень важный фактор. Чаще всего, хамбакеры не боятся перегруза, поэтому рок-музыканты отдают предпочтение именно таким звукоснимателям.
Существует еще один тип классификации звукоснимателей: активные и пассивные. Активные характеризуется более мягким звучанием и меньшим выходным сопротивлением. Пассивные, соответственно, часто имеют более жесткое звучание и большее выходное сопротивление. Но это не является определяющим фактором при выборе звукачей под стиль музыки. Здесь важнее бренд и характеристики конкретной модели.

Звукосниматели DiMarzio подойдут для тяжелой музыки, но будут не очень уместными для легких стилей: их большой выход делает саунд слишком жестким, например, для блюза. Вообще звук у DiMarzio - яркий, плотный, насыщенный. Много легенд музыкальной индустрии есть/были поклонниками этого бренда. Например, Керри Кинг, Джефф Ханнеман, Курт Кобейн, Джерри Гарсия, Эдди Ван Хален и другие.


Seymour Duncan - тоже популярные звукосниматели среди музыкантов, играющих музыку разных стилей: от тяжелого рока и до легкого джаза. Данная компания выпускает звукачи различных типов гитар, стилей музыки и широкой ценовой категории. Спектр средних частот Seymour Duncan значительно шире, чем у DiMarzio, что делает звук еще более плотным.


EMG известны качественными звукоснимателями активного типа. Они являются более универсальными и используются для любого стиля музыки, хотя некоторые модели (как EMG-SA) все же больше подходят для чистого звука, соответственно их лучше использовать для музыки легких стилей.


Звукосниматели Gibson - классика и стандарт звучания. Звукачи этого бренда хорошо звучат в любом стиле. Вообще, это лучший выбор для любителей винтажного звука.


Звукосниматель - маленькая деталь, очень сильно влияющая на качество и другие особенности звука. Поэтому к ее выбору нужно отнестись ответственно: определиться со стилем музыки и желаемым звучанием, необходимыми техническими характеристиками, нужным брендом и моделью. На Robik-Music вы не только найдете хорошие модели от лучших производителей, но и, при потребности, получите бесплатную консультацию от профессионалов, которые помогут подобрать лучший вариант индивидуально вам.

Наверняка вы хоть раз задумывались о звуке вашей электрогитары и слышали такие слова как: звукосниматель, фон, выхлоп, окраска, сустейн и подобные.

От чего же зависит звук? В случае с электрогитарой он может зависеть от каждого звена в процессе его передачи – начиная с самого игрока и струн, заканчивая кабелями и прочей коммутацией. Конечно же, качество конечного источника звука, например, наушников, которые вы используете вместе с плеером или компьютером, тоже входит в эту цепь.

Более того, каждая гитара обладает собственным окрасом звука и нет двух гитар с одинаковым звучанием.
Даже если они сделаны из одинаковых материалов по одинаковой технологии, имеют одну форму и электронику, они все равно буду звучать по-разному и музыкант с развитым слухом может отличить их не глядя.

Конечно, характер звука таких гитар будет похож, равно как и всех подобных гитар, самый узнаваемый звук имеют гитары формы Les Paul (плотное, “густое” звучание), Stratocaster (кристальный, “стеклянный” звук), а так же полуакустические гитары (богатый, “глубокий” звук).

Звукосниматель – первая после игрока и струн ступень в передаче и формировании тембра инструмента. В данной статье я бы хотел рассказать о влиянии звукоснимателей на звук, их роли в его формировании и критериях, по которым вы сможете выбрать подходящий для ваших нужд звукосниматель.

Звукосниматель для гитары

Чтобы понять чего вы хотите, нужно разобраться в том, что это такое и как это работает.

В основе преобразования колебания металлической струны в электрический сигнал, который затем поступает в усилитель, лежит принцип электромагнитной индукции. Наверняка большинству читателей этот термин знаком хотя бы на слух из школьного курса физики. Что нам следует о нем знать?

Не вдаваясь в глубокие физические объяснения, можно сказать следующее – колебание материала, хорошо проводящего ток (металла, а именно струн), в магнитном поле (пересечение линий магнитного поля проводником) вызывает появление электрического поля (нужного нам сигнала).

Частота электрические колебаний напрямую связана с частотой колебаний струны (проводника), следовательно, в теории, на выходе получается полностью идентичный исходному сигнал.

Казалось бы – мотай себе сколько хочешь, втыкай магнит, снимай звук, зачем платить по 10-12 тысяч за бутиковые звукосниматели? Но не тут-то было. Как и у абсолютно всех комплектующих, у звукоснимателей есть параметры, от которых зависит качество передачи звука.

Опять же, без подробных физических характеристик, можно перечислить такие, как: чистота меди в обмотке, количество витков, мощность магнитов, материал, из которого эти магниты сделаны, форма и многие другие.

4 типа звукоснимателей

Существуют различные разновидности звукоснимателей, они бывают:

  • Синглы
  • Хамбакеры
  • Пьезодатчики
  • Миди-контроллеры

Хамбакеры и, реже, синглы в свою очередь делятся на:

  • Активные
  • Пассивные

Тип звукоснимателя — сингл (single-coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой, одни из самых первых изобретенных звукоснимателей,
которые, тем не менее популярны до сих пор. Они имеют яркий, читаемый звук и исполняются в нескольких формах: от стандартной формой для гитар типа Stratocaster или Telecaster, до широких датчиков для Jazzmaster’а.
Классический пример использования сингла – блюзовая и джазовая музыка, многие рок-композиции.

По своему строению они обычно состоят из 4-6 магнитов и одной намотанной катушки медной проволоки. Поэтому у них есть один существенный недостаток – длинный металлический проводник, да еще и под действием магнитного поля превращается в самую настоящую антенну, а в современном, захламленном радиочастотными шумами мире, даже самые качественные датчики улавливают их и в итоге к нужному полезному сигналу примешивается посторонний шум.

Гитары, с откровенно плохими синглами могут даже в прямом смысле этого слова “ловить” радио.

Для того, чтобы частично, иногда даже полностью устранить этот недостаток, применяют такие способы как: экранировка гитары, вываривают звукосниматели в парафине или даже комбинируют эти способы.

Тип звукостимателя хамбакеры (humbacker)

Если на низких значениях громкости и без сильного предусиления помехи от синглов не так заметны, то при игре с использованием, например, эффекта distortion, который перегружает канал, они становятся явственно слышны.

Таким образом, для дальнейшего развития музыки требовалось новое конструктивное решение и через несколько лет после изобретения синглов оно было предложено.

По своей сути хамбакер – это два сингла, подключенных в противофазе, то есть, таким образом, что полезный сигнал (электрический сигнал от колебания струны) сохраняется, а шумы из разных катушек гасят друг друга. Здесь следует упомянуть, что степень гашения помех будет зависеть от качества обмоток, а именно аккуратность наматывания и соответствие количества мотков на обеих катушках.

Хамбакеры имеют более плотный звук, но немного более тусклый, так как из-за наличия небольшого расстояния между двумя катушками. Из-за этого в исходящих из них сигналах появляется небольшая разница, которая так же гасится из-за подключения в противофазу, следовательно, теряется небольшая часть звука.
Впрочем, в хамбакерах низкого качества также могут присутствовать шумы, поэтому я рекомендую не
экономить на датчиках.

Этим датчикам есть альтернатива – хамбакер в форме сингла. Это специально уменьшенный в размерах до обычного сингла хамбакер, потери в котором гораздо меньше за счет значительного сокращения расстояния между катушками.

Примечание: нередки случаи, когда на гитару с хамбакерами устанавливают так называемую “отсечку” – переключение с двух катушек на одну.

Активные датчики (в частности EMG)

Более современным решением по устранению наводок и сохранению высоких частот в хамбакере являются активные звукосниматели.

По факту это датчики с той же конструкцией, что и обычные, но с более слабыми магнитами и меньшим числом витков. Это позволяет значительно уменьшить уровень помех, но так же сильно ослабляет сигнал на выходе, поэтому таким звукоснимателям требуется предусилитель с дополнительным питанием от батарейки.

Так же, за счет предусиления, немного сдвигается баланс частот в сторону высоких, за счет чего звук может быть более ярким, чем с обычными хамбакерами.
Активные звукосниматели так же могут встречаться и в виде синглов. Для их питания используется батарейка типа “Крона” с напряжением 9 Вольт.

Недостатком таких звукоснимателей является необходимость в регулярной замене этой батарейки, которая может сесть в
неподходящий момент, впрочем, при не слишком активном использовании одного элемента питания может хватить даже на год.

Лидером рынка активных звукоснимателей является компания EMG, продукция которой, на мой взгляд, является оптимальной по соотношению цена\качество, а так же имеет именные наборы известных гитаристов.

Примечание: для экономии расхода батареи при использовании активной электроники в гитаре, вынимайте из нее джек, когда не играете на ней.

Звукосниматели для акустических гитар

Для акустических и классических гитар тоже существуют звукосниматели. Не считая особо извращенных случаев врезания обычных датчиков от электрогитар, есть два основных способа преобразования акустического звука в электросигнал, не считая микрофонов:

  • Пьезодатчики
  • Датчики, вставляющиеся в резонаторное отверстие

Каждый из этих видов имеет свои сильные и слабые стороны.

Пьезодатчики

Пьезо звукосниматели основаны на принципе действия пьезоэлементов – электронных устройств, которые преобразуют физические колебания в электрические. Сразу стоит отметить, что выходная мощность у пьезоэлементов довольно низкая, поэтому они всегда сопровождаются предусилителями, которые чаще всего врезают в корпус гитары. Как и в случае с активными звукоснимателями, вам потребуется батарейка “Крона”.

Пьезодатчики различаются по типу крепления, самый распространенный – установка пьезоэлемента под бриджевый порожек. Так же встречается способ установки клипсы – подобно бельевой прищепки на голову грифа гитары. Это позволяет не вмешиваться в конструкцию гитары, но негативно влияет на качество выходного сигнала.

Иногда встречаются пьезодатчики встроенные в бридж
электрогитары, это позволяет значительно расширить ее динамические способности. Его можно использовать вместе и отдельно от обычных звукоснимателей. Такие гитары обычно имеют два выхода – один выход только для пьезодатчика, другой – для индукционных звукоснимателей.

Самый бюджетный и ненадежный тип пьезодатчиков в виде “таблетки”, которая прилепляется к верхней деке. Такой способ крепления достаточно ненадежен и при этом могут потеряться верхние частоты.

Вставные датчики для снятия звука с «домашних» гитар

Следующий тип датчиков – вставной. Он работает на принципе электромагнитной индукции, как и обычный звукосниматель, но спроектирован специально с учетом особенностей акустической гитары.

Установка достаточно простая и не требует особых навыков или изменения конструкции гитары – обычно он устанавливается как распорка в резонаторном отверстии прямо под струнами.
Такие звукосниматели не подойдут для классической гитары с нейлоновыми струнами, так как для их работы требуются металлические струны, как я и говорил в начале стать.

Эти звукосниматели также встречаются в форме сингла или хамбакера.

Примечание: к сожалению при использовании акустической гитары с звукоснимателями практически невозможно добиться того самого акустического звука, богатого обертонами.

Midi датчики (цифровые звукосниматели)

Существует так же особенный вид датчиков – midi датчики. Они преобразуют колебания струн вашей гитары в цифровой midi сигнал, то есть позволяет использовать вашу гитару с практически любыми цифровыми интерфейсами и превратить струнный инструмент хоть в синтезатор, хоть в драммашину, в общем, во все, что только вашей душе угодно и использовать его с любыми VST плагинами.

Способ крепления у него практически такой же, как и у звукоснимателей для акустических гитар, с тем отличием, что его крепят непосредственно под струнами, чаще всего на электрогитарах. Он имеет отдельный цифровой модуль со своим выходом и так же нуждается в дополнительном питании.

Звукосниматели для бас гитар

Помимо гитарных датчиков я бы хотел упомянуть про звукосниматели для бас гитар. Они так же бывают активными и пассивными, как и для обычных гитар и отличаются он них только формой. Всего существует три основных формы звукоснимателей для бас гитар:

  • P-style
  • J-style
  • Хамбакеры

Если с хамбакерами мы уже разобрались, то давайте поговорим о P- и J-style датчиках.

P-style

P-style звукосниматели получили свое название от гитары Fender Precision Bass, отсюда и P в названии.
Их основное отличие в том, что за снятие звука отвечают два датчика, причем каждый за свои струны. Мы имеем две независимо последовательно присоединенных катушки, что позволяет снизить уровень шума и значительно обогатить звук обертонами. Такие звукосниматели используются в основном при игре в жанрах рок, соул и блюз.

J-style

Звукосниматели J-style получил свое название также из-за инструмента, в котором он впервые появился —Fender Jazz Bass. Он содержит в себе два полюса магнита для каждой струны, что позволяет обогатить звук и чаще всего такие звукосниматели используются в паре, чтобы сократить уровень шума, который в противном случае будет достаточно велик.
Такие звукосниматели имеют очень читаемый и мягкий звук и используются в жанрах блюз, фанк, поп и так далее.

17 3

Что такое звукосниматель? Какова его роль? На что способен? Есть ли смысл тратить деньги на данную установку? Ответы на эти вопросы ищите в данной статье.

Почему появились звукосниматели?

Звукосниматель - это особое устройство, позволяющее преобразовывать звук в электрическое напряжение, усилить его, и трансформировать в более громкий. Звукосниматель воздействует на особенности звучания гитары.

Очень часто возникает желание усилить, сделать более мощным звук акустической гитары. Возможно, вы решили записаться, а может, вам предстоит выступление на концерте, где неизбежно встает вопрос об усилении звука.

В былые времена в этих целях использовался микрофон. Его использование сопряжено со многими существенными неудобствами: во-первых, микрофоны обладают способностью «заводиться», и в колонках появляется гул, а во-вторых, гитарист был «привязан» к микрофону, что совсем не кстати на концертах.

Поэтому в конце прошлого столетия в акустические гитары стали встраивать звукосниматели. Таким образом, гитара акустическая преобразовалась в электроакустическую.

Звукосниматели делятся на синглы (с одной катушкой), и хамбакеры (с двумя катушками), что обусловлено особенностями их конструкции.

Задача звукоснимателей состоит в том, чтобы наиболее реалистично и точно передать даже малейшее колебание струны, для них важен широкий частотный диапазон.

Какие они бывают?

Звукосниматели делятся на:

  • магнитоэлектрические;
  • пьезоэлектрические.

Магнитный звукоусилитель имеет большую визуальную сходность с датчиками для электрогитары. Но существенно отличается от них тем, что работает на несколько других частотах, поэтому на акустическую гитару ставить такой датчик не имеет смысла: это исказит ее глубокое звучание. Магнитные звукоусилители устанавливаются в специальное отверстие в верхней деке гитары - розетку и не требуют никаких грубых манипуляций с корпусом гитары.

Этот вариант усилителя является съемным, что очень удобно: вы всегда сможете его снять и насладится акустическим звуком.

Магнитный звукоусилитель годится лишь для тех гитар, на которых стоят металлические струны. Для классических гитар с нейлоновыми струнами такой усилитель не подойдет: колебания н струн из нейлона не могут быть им почувствованы.

Более подходящим типом для акустических гитар является пьезоэлектрический.
Пьезоэлектрический звукосниматель улавливает и усиливает все звуковые волны, которые чрез него проходят: звуки струн, рук гитариста, вибрации корпуса. Преобразование осуществляется с помощью специального пьзокристалла, который способен превратить механические колебания струн в электросигнал.
С помощью такого датчика достигается глубокое и интересное звучание гитары.
Этот тип звукоснимателя может быть как съемным, так и стационарным. Его положительным качеством является отсутствие «завода» от обратной связи.

Пьезоэлектрические звукосниматели могут быть разными:

  • «таблетка»

Устанавливается как внутри корпуса гитары, так и снаружи. Для удобной эксплуатации снабжена липучками, поэтому ее легко поставить и снять. Чтобы добиться наилучшего звучания, нужно оценить ее работу на различных местах корпуса гитары и выбрать наилучший из вариантов.

  • «узкая палочка»

Является более дорогим и более качественно звучащим датчиком по сравнению с предыдущим. Не является съемным. Если у вас нет достаточного опыта по установке таких датчиков, то лучше ее монтаж доверить профессионалу.

Надеемся, что прочитав эту статью, вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.

Выбирайте тот вариант звукоснимателя, который подходит именно вам, и наслаждайтесь музыкой!

Звукосниматель — это то место, откуда берет свое начало звук электрогитары, благодаря ему родилась рок-музыка. Вот поэтому сегодня мы будем изучать устройство звукоснимателя электрогитары, принцип его работы, а также разновидности гитарных датчиков. Будет интересно!

Предисловие

Звучание электрогитары зависит во многом от разных факторов. Звукосниматели равнозначно ответственны в звукообразовании, также как и , из которой изготовлен сам музыкальный инструмент. Поэтому между музыкантами и сегодня ведутся нескончаемые дискуссии на тему достоинств и недостатков различных моделей звукоснимателей.

Суть этой дискуссии – непонимание главных физических принципов во время преобразования колебаний струны в электрический сигнал. Подогревают еще эти дискуссии производители, которые пользуются отсутствием знаний у начинающих музыкантов и приводят иногда заведомо неверную информацию о своей продукции, для того чтобы заработать больше денег и при этом насолить своим конкурентам.

Устройство звукоснимателя

В 1831 году физик из Великобритании Майкл Фарадей экспериментальным путем заметил, что магнитное поле, изменяемое над катушкой, внутри которой находилась медная проволока, вызывает возникновение электрического тока. Благодаря этому открытию, с развитием технического прогресса стало возможным создание различных технических устройств, в том числе и гитарных звукоснимателей.

Звукосниматель же представляет собой устройство, которое преобразовывает колебания, возникшие в момент удара по струне, в электрический ток. Выходной сигнал от звукоснимателей после обработки через различные звуковые эффекты подается на усилитель, а от него уже на акустические системы. Они широко применяются в бас-гитарах, электрогитарах и полуакустических гитарах. Известно также их применение в электроскрипках.

Сам процесс преобразования колебаний струны в сигнал, происходит так: струна колеблется в поле, которое создает постоянный магнит (магниты) датчика. Когда внутри катушки в проволоке, которая намотанная вокруг магнитов возникает ток, то он по проводам подается в усиливающее устройство, например, комбик или же усилитель.

Как правило, датчики существенно могут повлиять на окраску звука, имея различный уровень сигнала, компрессии, а также различные АЧХ (амплитудно-частотные характеристики). Исходя из вышесказанного, можно сказать, что заменив датчики можно изменить и само звучание инструмента.

Звукосниматели бывают пьезоэлектрическими и магнитными. О последних, мы поговорим более подробно, так как они наиболее распространены и чаще всего устанавливаются на современные электрогитары.

Типы магнитов

Если когда-нибудь вы захотите сменить свои звукосниматели, то крайне важно, в первую очередь, учитывать тип установленных магнитов. В сингловых датчиках это могут быть обычные магниты, а в хамбакерах рельсовые. Но не так важна их форма, сколько материал, из которого они сделаны.

Чтобы лучше всего понять, что именно вам подойдет, нужно обратить внимание на сам магнит. Звукосниматели обладают довольно многими параметрами, влияющими на звук, но вот тип магнита – это первоначальный этап, с которого и нужно начинать поиск своего собственного звучания.

На сегодняшний день многие производители в устройстве своих звукоснимателей применяют различные типы магнитов. Это могут быть, как самые распространенные Alnico(сплав из алюминия, никеля и кобальта), так и металлокерамические (смесь керамики и оксида железа). Магниты алнико, в свою очередь имеют несколько подвидов.

Но чем же собственно все эти магниты отличаются друг от друга? Все довольно просто! Самым сильным магнитным полем обладают металлокерамические, чуть слабее у alnico-5 и самое слабое поле у alnico-2, alnico-3 — что-то среднее между двумя предыдущими, но такие магниты попадаются крайне редко. А теперь более подробно о каждом из них.

  • Ceramic – это самый сильный тип магнита и соответственно, много своего привносит в колебания струны. Из-за большой мощности на выходе такого звукоснимателя получается долгий и хороший сустейн. В звуковых характеристиках наиболее преобладают средние и верхние частоты, в результате чего получается довольно мясистый перегруз, а вот чистый звук немного пустоват. Устанавливается на активных звукоснимателях EMG-81, а также на мощных пассивных датчиках DiMarzio «Super Distortion». Звукосниматели с такими магнитами в основном используют в тяжелых стилях музыки, таких как thrash, death-metal и др.
  • Alnico -5 – золотая середина среди магнитов типа «алнико». Характеризуется в меру округлым, в меру визгливым и в меру теплым звучанием, как с перегрузом, так и на чистом звуке. Сустейн у Alnico-5 тоже не хуже, чем у металлокерамического, сильная атака и много динамики. Звукосниматели с магнитами Alnico-5 сегодня наиболее популярны и поэтому их ассортимент довольно велик. Из ярких примеров можно выделить разве что «JB™ Model» от Seymour Duncan и «The Tone Zone®» фирмы DiMarzio. Спектр применения в музыкальных направлениях тоже довольно широк: от джаза до металла.
  • Alnico -2 – самый слабый из всех магнитов, который с наименьшей силой притягивает струну. Благодаря такому магнетизму, струна колеблется наиболее естественно, из-за чего ее звук получается теплым и округлым с преобладающим спектром низких и средних частот. К недостаткам можно отнести небольшую выходную мощность и сустейн у звукоснимателей с Alnico-2. На перегрузе характер звучания такой же, мягкая атака. ярким примером будет сингл фирмы DiMarzio « Virtual Vintage® 54 Pro» и «Alnico II Pro™ Staggered» от Seymour Duncan. Датчики с Alnico-2, однозначно любят джаз, блюз, кантри и поп-рок.

В системах магнит + сердечник можно выстроить следующую последовательность по уровню неравномерности магнитного поля от меньшего к большему:

  1. Полосовой магнит без сердечников.
  2. Полосовой магнит с рельсовыми сердечниками.
  3. Полосовой магнит с цилиндрическими сердечниками.
  4. Цилиндрические сердечники-магниты.

Исходя из этого, можно сказать, что чем магнитное поле более неравномерное, тем больше будет уровень динамических и нелинейных искажений, при этом звукосниматель будет давать более индивидуальное звучание.

В итоге, когда вы будете выбирать звукосниматель, внимательно изучите, какие на нем используются магниты, и не торопитесь делать поспешных выводов о его звучании. Четко определите для себя, что вы хотите получить.

Виды звукоснимателей

Сингл

Сингл (Single) – это звукосниматель для электрогитары с одной катушкой. Ему характерен чистый и четкий звук с мягким оттенком. Чаще всего их используют в джазе или блюзе. В конструкцию синглов входит от 4-х до шести постоянных магнитов с количеством витков около 10 тысяч. Проволока имеет толщину 0,06 мм.

На сегодняшний день многие производители выпускают синглы с эффектом хамбакера, так называемые «разделенные синглы». В них две обмотки соединены в противофазе, где каждая окружает собственную половину магнитов, которые в свою очередь имеют противоположную полярность.

В конечном счете, устраняется проблема наводок и посторонних шумов, но при этом сами датчики выдают классический сингловый звук. Например, Fender Stratocaster – самая знаменитая гитара с синглами. На изображениях ниже приведены два вида современных синглов.

Gibson single
Stratocaster single

Хамбакер

Хамбакер (Humbuker) – в отличие от сингла в своей конструкции имеет две катушки, которые расположены рядом или же одна над другой и всегда включены в противофазе. Такая конструкция позволила нейтрализовать шумы, создаваемые электрическим фоном, за счет суммарного сложения сигналов от двух электромагнитных катушек. Однако звук самого хамбакера более бедный, низкий и лишенный «верхов».

Причина этого недостатка заключается в том, что катушки, разнесенные в пространстве дают два совершенно разных сигнала, а это в итоге приводит к тому, что вычитаются некоторые высокочастотные составляющие. На чистом звуке хамбакеры имеют сглаженный округлый саунд, но с использованием overdrive звучат довольно агрессивно, четко и без фона. Такая гитара как Gibson Les Paul – яркий пример электрогитары с хамбакерами. Существует всего их три основных вида:

Standart
Original
Side-by-side

Тип звукоснимателей

Пассивные звукосниматели

На всех электрогитарах и бас-гитарах сигнал, получаемый на выходе возникает вследствие того, что датчики преобразовывают энергию колеблющейся струны в сигнал, затем он попадает на вход усилителя. Однако «пассивные» датчики посылают не преобразованный сигнал на гитарный комбик или усилитель, а вот пассивная регулировка тона и громкости в может только ослабить уровень громкости ВЧ (высоких частот).

Но чтобы сигнал, мог подгрузить и «подогреть» усилитель, снимаемый с пассивных датчиков, на них должно быть довольно большое количество намотанных витков. А вот это в свою очередь немаленькое сопротивление и высокая индуктивность, что в следствии, вызовет эффект ослабления отдачи по НЧ и ВЧ, и делать сигнал наиболее подверженным к ухудшению в цепи примочек и в кабеле на пути к усилителю.

Хоть это и не совсем хорошо выглядит, но это одна из причин, по которой такие звукосниматели звучат сильно и мощно. Человеческое ухо наиболее восприимчиво в основном к средним частотам, в то время как НЧ и ВЧ немного ослаблены. Множество витков и сильные магниты в пассивных датчиках, могут еще и привести к необычным электромагнитным взаимодействиям между сердечниками и ближайшими струнами. Это такие явления как затухание колебания струн, на которые действует магнитное поле звукоснимателя, а также другие динамические эффекты (странное звучание, волчки и т.п.), которые никогда на активных звукоснимателях не наблюдаются.

Благодаря этим факторам пассивные звукосниматели обладают своим уникальным звучанием и чаще всего используются музыкантами в разных стилях музыки. И о гитарном кабеле тоже не стоит забывать, так как он может сильно влиять на звук вашей электрогитары. Поэтому рекомендуется выбирать более дорогие и качественные кабели. Кабель имеет свое сопротивление и емкость, и может работать как RC-фильтр НЧ. А чем меньше значение этих показателей, тем меньше будет искажений кабель вносить в звук электрогитары. Но чтобы почувствовать разницу между дешевым и качественным кабелем, для этого нужна очень хорошая аппаратура.

Активные звукосниматели

Устройство активного звукоснимателя выглядит следующим образом. Такой звукосниматель чаще всего состоит из 2-х катушек, как у хамбакера. Схема такого датчика имеет операционный усилитель, в котором присутствует дифференциальный вход (как на микрофоне) расположенный и встроенный в корпусе звукоснимателя. Благодаря этому исключено присутствие лишних проводов с разной длинной и входной разделительной емкостью, которая присутствует во всех буферных каскадах, а это в свою очередь приводит к значительному снижению уровня шума, нелинейных искажений, наводок и исключает влияние на активный звукосниматель всех дальнейших элементов электрической схемы.

Конструктивно такой звукосниматель помещен в пластиковый корпус, где предварительно залит в вакуумной камере вязким компаундом. Это в свою очередь обеспечивает ему хорошую защиту от окисления. В итоге, получается довольно хороший, надежный, широкополосный, малошумящий и долгоживущий звукосниматель с прекрасными динамическими свойствами. К недостатку можно отнести то, что для его питания необходимо наличие батарейки, расположенной в корпусе электрогитары. Но не стоит так сильно переживать, такая батарейка прослужит достаточно долго. При игре на гитаре каждый день по 8 часов ее хватит примерно на 1 год.

Выводы

В заключении можно сказать, что каждый вид звукоснимателя имеет свое собственное и неповторимое звучание. Для того чтобы понять какой лучше, нужно попробовать все и тогда уже можно будет определиться какой конкретно вам подходит. О выборе звукоснимателей мы обязательно поговорим в одной из следующих статей (читать ), где будут даны некоторые рекомендации и советы.

Многим гитаристам бывает необходимо усилить звучание своей . В основном это нужно для выступлений на сцене. Ведь очень удобно подключить акустику к подходящему гитарному усилителю, и вы можете играть на концертных площадках любого размера как сольно, так и в составе коллектива. Для этого используются звукосниматели. На сегодняшний день разработаны различные виды современных звукоснимателей разного предназначения и на базе разных технологий. Схемы звукоснимателей во многих ситуациях похожи друг на друга, но каждые из них отличаются своими индивидуальными особенностями и характеристиками. Существуют два основных типа звукоснимателей для акустической гитары: пьезоэлектрический и электромагнитный. Разберем их более подробно.

Пьезоэлектрические звукосниматели

В пьезоэлектрических звукоснимателях используется пьезокристалл, который вырабатывает электрический сигнал за счет колебания струн. Основу данного эффекта составляет пьезоэлектрический эффект. При деформации пьезокристалла происходит его поляризация и в цепи начинает течь электрический ток. Важной особенностью этих звукоснимателей является то, что их можно устанавливать на инструменты как с металлическими струнами, так и с нейлоновыми.

Пьезоэлектрические звукосниматели, в зависимости от конструкции, подразделяются на два вида: «таблетка» и «стержень» (или палочка). Наиболее известными фирмами, выпускающими пьезозвукосниматели, являются Schaller, Fishman, Shadow, . Приобретая датчики этих фирм, вы можете быть уверены, что получите довольно качественный звук своей акустики из усилительной аппаратуры.

«Таблетка»

Это считается довольно бюджетным звукоснимателем для акустической гитары. Естественно это отражается на качестве звучания. «Таблетка» присоединяется за счет липучки к внутренней или наружной стороне корпуса. Стандартного места установки этого звукоснимателя нет. Каждый музыкант выбирает его сам, основываясь на своем опыте, либо экспериментируя с установкой и добиваясь подходящего звучания. Приведу для вас конкретные примеры: Schaller 10/82, Seymour Duncan Soundspot-Hot, Shadow SH721.

«Стержень»

Для акустической гитары «стержень» является более качественным и дорогим в сравнении с предыдущим видом. В отличие от первого варианта здесь есть строго определённое место установки. Находится оно под нижним порожком. Вместе с этим датчиком нередко устанавливают или эквалайзер в корпус акустики. В этом случае лучше обратится к специалистам. Здесь уже потребуется специализированный инструмент и определённый опыт. Кстати, большинство моделей электроакустических гитар, которые продаются в музыкальных магазинах, изначально оснащаются именно «стержневыми» звукоснимателями. Вот несколько известных моделей таких звучков: Seymour Duncan D-Tar Sadducer, EMG AT93U, Fishman ACC-MAN-NPU.

Магнитоэлектрические звукосниматели

Конструкция, внутреннее устройство и принцип работы этих датчиков схож с аналогичными звукоснимателями, устанавливающимися на электрогитары. Но они имеют совершенно различные характеристики. Например, частотный диапазон. Поэтому не стоит устанавливать «звучки» с электрогитары на акустику. К тому же способ крепления на гитару у них различаются. Стоит отметить важный момент.

Специализированные магнитоэлектрические звукосниматели для акустической гитары устанавливаются на инструменты только с металлическими струнами.

Способ их установки предельно прост. У них имеются пазы для крепления в «розетке» гитары. Установили и сразу можно подключать к комбоусилителю или в пульт. Всё просто!
Современные магнитоэлектрические звукосниматели подразделяются на два вида: и .

Single (одинарный)

Этот тип характеризуется небольшим уровнем сигнала, но имеет яркий и чёткий звук. Однако есть один негативный момент – это возможное наличие фона. Для примера можно назвать такие модели, как Fishman PRO-NEO-D01, Seymour Duncan Woody Single Coil.

Humbacker (спаренный)

Он имеет мощное и насыщенное звучание практически без фона. Но цена его будет уже несколько выше, чем у сингла. Стоит обратить свое внимание на модели известных производителей Fishman PRO-NEO-D02, Seymour Duncan Woody XL, DiMarzio Elemental.

Установка звукоснимателя на акустическую гитару

Как установить звукосниматель на акустическую гитару? Установка каждого из этих двух типов звукоснимателей имеет свои особенности.

  1. Звукосниматели от электрогитар не стоит устанавливать на акустические инструменты. И как уже было сказано выше, магнитоэлектрические звукосниматели необходимо устанавливать только на гитары, имеющие металлические струны.
  2. Определяемся, какого типа будет магнитный звукосниматель для акустической гитары: одинарный или спаренный. Для магнитоэлектрических звукоснимателей существует отверстие на верхней деке, называемое розеткой. Как раз в него они легко монтируются. Установка осуществляется за счет специализированных распорок, удерживающих в деке гитары звукосниматель.
  3. При установке пьезокерамического звукоснимателя первым делом определяем, какой из двух видов нам необходим: таблетка (съемный) или стержень (стационарный).
  4. «Таблетка» устанавливается благодаря специальной липучке. Она допускает установку как снаружи корпуса, так и внутри через отверстие в деке. Выбор более приоритетного варианта зависит от музыканта, но лучший звук достигается при креплении звукоснимателя на внешней стороне гитары.
  5. «Стержень» устанавливается под нижним порожком гитары. Лучше обратитесь в специализированный центр, если нет опыта в этом вопросе.

Настройка звукоснимателей

Для магнитных звукоснимателей характерно наличие так называемой тонкой настройки датчиков. Она позволяет регулировать выходной сигнал от датчиков. Осуществляется она с помощью настройки магнитных сердечников. С помощью ключей их можно поднимать или опускать, добиваясь нужного расстояния между струнами и датчиком. При этом струны снимать не нужно. Совсем немного изменяйте высоту, а затем проверяйте звук. Для каждой струны сердечник настраивается индивидуально. Не стоит поднимать их слишком близко к струнам. Отмечу, что не на всех звукоснимателях возможно настраивать сердечники. В некоторых моделях они спрятаны в корпусе.