Формирование социальных установок Личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен Личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд - социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически - готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).

В ней диспозиция рассматривается как комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В таком понимании она очень близка к понятию установки (аттитюду).

Названая диспозиционная концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями:

Первый (низший) - образуют элементарные фиксированные установки, без модальности (переживание «за» или «против») и когнитивных компонентов;

Второй - составляют социальные фиксированные установки, или аттитюды;

Третий - основывается на базовых социальных установках или общей направленности интересов личности на конкретную сферу социальной активности;

Четвертый (высший) - сказывается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

Приведенная иерархическая система является результатом всего предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней на высших уровнях осуществляется общая саморегуляция поведения, нижние, являются относительно самостоятельными, они обеспечивают адаптацию личности по конкретным меняющимся условиям.

Преимущественно рассмотренная концепция является попыткой найти взаимосвязь между диспозицией, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы. Вышеупомянутые исследователи (П. Шихирев и др.) обращают внимание на то, что нет большого различия между диспозициями у В. Ядова и позицией личности, которую предлагают они.

Объясняют это тем, что позиция и является системой взглядов, установок, представлений, ценностных ориентаций относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются в поведении личности. Интересным здесь является и то, что позиция - это собственное, субъективное отношение, связанное с оценкой окружающей действительности и выбору оптимального поведения.

В целом большинство авторов социальную установку рассматривают как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самом себе.

Известно ряд теорий, где установки сами образуют структуру личности, а в других - социальные установки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

К общим социально-психологических предпосылкам поведения личности в структуре межличностных и групповых отношений относятся:

Участники взаимодействия: субъект А (отдельный индивид или группа людей), наделенный определенной организацией и активностью в построении целесообразной системы коммуникативных действий; субъект Б - другой участник взаимодействия (индивидуальный или коллективный), на который направлено поведение;

Готовность к действию;

Коммуникативное действие, поступок;

Определенная коммуникативная программа (линия, стереотип) поведения и механизм оценки эффективности ее выполнения.

Своеобразие поведения человека зависит от характера его отношений с другим собеседником или группой, членом которой он является. На поведение также влияют групповые нормы и ценности, статусно-ролевые предписания.

Понимание конкретной личности как социально-психологического феномена требует рассмотрения поведения индивида как социальной по содержанию и психологической по форме, т.е. оно представляет собой общение и взаимодействие двух субъектов (коллективного или индивидуального), на основании определенных норм, интересов, установок, ценностей, личностных смыслов и мотивов.

В зависимости от ситуации выделяют различные типы поведения :

Вербальное (проявляется в языке);

Знаковое (реакция на знак);

Ролевое (соответствует требованиям, которые предъявляются к индивиду определенной ролью);

Поведение отклонение (противоречит принятым в обществе правовым, моральным, социальным и другим нормам).

Переоценка личностью своих коммуникативных возможностей, ослабление критичности в контроле за реализацией коммуникативной программы поведения, то есть неадекватность поведения негативно сказывается на межличностных и групповых отношениях, что может вызвать агрессию, депрессию, конфликт и т.п.

Поступок, то есть коммуникация опосредованная процессом общения и взаимодействия между людьми, является составной константой (основной единицей) социального поведения. В справочной литературе поступок характеризуется как акт нравственного самоопределения индивида, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другим людям, группам общества.

В поступке человек, изменяя себя, меняет ситуацию и, таким образом, влияет на социальное окружение. Следовательно, можно утверждать, что поступок становится ведущим механизмом и движущей силой развития и саморазвития личности в социуме.

В. Роменец трактует поступок как наиболее яркий способ выражения человеческой деятельности, который, с одной стороны, вбирает в свое содержание особенности исторического уровня культуры человека, с другой - сам определяет эту культуру, являясь проявлением субъекта исторической деятельности.

Ученый определяет поступок ячейкой любой формы человеческой деятельности, и не только моральной. Поступок выражает любые отношения между личностью и материальным миром, он является способом личностного существования в мире.

По В. Роменцу, все, что есть в человеке и в человеческом мире, поступковый процесс и его результат. Поступок формирует существенное силы личности, ее активность и творчество во взаимодействии с миром.

Он открывает тайну этого мира в форме практического, научного, социально-политического и иного освоения. В таком понимании, как считает исследователь, поступок следует рассматривать как всеобщий философский принцип, который помогает истолковывать природу человека и мира в их познавательном и практическом аспектах.

В своей ведущей определенности поступок является коммуникативным актом, осуществляется между личностью и материальным миром. Именно поступковая коммуникация предполагает личностное выделение человека из мира. По мнению ученого, такую коммуникацию можно понимать как связь, переход информации между личностью и внешним миром, как их объединение, цель утверждения личности в материальном мире, нахождение опоры для этого утверждения.

В. Роменец выделяет следующие моменты поступка:

Ситуация (совокупность мировых событий, что определяется, освещается личностью и одновременно не определяется ею, потому что существует вне ее как неизвестный, неосвоенный материальный мир);

Мотивация (направленное напряжение сосуществования личностного и материального миров, которое определяется ситуацией и проявляется в поезде к коммуникации с материальным миром);

Поступковый акт и его последействия (реальный взаимный переход первых двух моментов и как результат поступка - событие).

Личность как определенный социально-психологический тип может иметь несколько стереотипов поведения. Вместе с тем социальная группа, членом которой индивид является, также продуцирует варианты социально-психологических линий поведения, которые зависят от членов группы, ее нормативных требований.

Нормативная регуляция поведения имеет целью предписание при соответствующей ситуации определенного типа поведения, способа достижения цели, реализации намерений и т.п., а также оценки поведения в соответствии с этими нормами.

Соответственно «задаются» форма и характер отношений. Что касается норм, то они имеют социокультурное и этнопсихологические окраски, т.е. определяются обществом, его политико-экономической практикой (социальные нормы определяют эталон - мерило, образец, с которым личность соотносит свои поступки, на основе которого обосновывает свои действия, оценивает поведение других), и базируются на культурно-исторических и национально-психологических традициях конкретных групп людей.

Культура отдельного человека основывается на его способности ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы, которые, в свою очередь, вырабатываются индивидом в процессе усвоения заданных извне социальных и культурных норм.

Человек по-разному входит в группу и вхождение личности социализируется в ней. Зависит это от многих факторов объективного и субъективного характера: состав группы, ее направленности, времени пребывания индивида в ней, индивидуальных особенностей членов сообщества и др.

В обобщенном виде А. Петровский выделил и сформулировал основные фазы, свидетельствующие о процессе вхождения индивида к относительно стабильной социальной среде и развития и становления в ней.

Во время первой фазы (адаптации) личность до того, как проявить свою индивидуальность, активно усваивает те нормы и ценности, которые действуют в сообществе. У индивида как члена группы возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет определенного его уподобления другим членам группы. Если индивиду не удастся преодолеть трудности адаптационного периода (дезадаптации), у него могут формироваться качества конформности, неуверенности и зависимости.

В ходе второй фазы (индивидуализации) человек пытается максимально себя проявить как личность, в связи, с чем происходит активный поиск средств и способов для определения своей индивидуальности, ее фиксации. Следовательно, эта фаза порождается противоречиями, которые обостряются между необходимостью «быть таким, как все» и попыткой индивида к максимальной персонализации. Если же на этапе индивидуализации человек не встречает поддержки и взаимопонимания (деиндивидуализация), то это вызывает агрессию, негативизм и т.д.

Третья фаза - интеграция (от лат. Integratio - восстановление, объединение) - предполагает формирование у индивида тех новообразований личности, которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственной потребности человека осуществлять определенный вклад в жизнь сообщества.

Таким образом, с одной стороны, эта фаза детерминированное противоречие между попытками индивида быть идеально представленным своими особенностями в группе, а с другой - потребностью сообщества принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые способствуют его развитию, а следовательно, и его самого как личности.

Если же противоречие не устранено, наступает фаза дезинтеграции, и, как следствие, или личность изолируется от группы или деградирует, или община вытесняет индивида из своей группировки.

В социальной психологии исследовано, что, когда человек испытывает на себе влияние достаточно большой социальной общности, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, чем то, что представляет собой его собственную индивидуальность.

Следствием этого является деиндивидуализация - потеря личностью самосознания, боязнь оценки.

Среди причин, которые приводят к тому, что человек перестает быть личностью, можно назвать следующие:

Анонимность индивида в группе;

Высокий уровень эмоциональной возбудимости;

Сосредоточенность человека не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;

Высокая сплоченность группы, в которой оказался индивид, ее единство;

Снижение уровня самосознания и самоконтроля человека.

Деиндивидуализация проявляется в импульсивном поведении, повышающейся чувствительности к внешним воздействиям, повышенной реактивности, неспособности управлять собственным поведением, занижением интереса к оценкам окружения, неспособности вдумчиво оценить и рационально планировать поведение.

Относительно проблемы интеграции личности в группу, то следует отметить, что личность может быть одновременно задействована в различных социальных сообществах и социальных институтах. Однако степень интегрированности в каждую из социальных групп различен.

Как уже отмечалось, интеграция предполагает составление, бесконфликтного отношения между индивидом и группой. Человек интегрирует социальные отношения и межличностные отношения, сложившиеся в ходе его взаимодействия, систему ценностей и норм, устойчивую систему связей индивидов.

Усвоенные ценности, нормы и связи проявляются в поведении личности. Сказанное позволяет выделить следующие уровни интеграции лица:

Интеграция индивида в социальные отношения, опосредованная видом деятельности;

Функциональная интеграция (социальные связи на статусно-ролевой и половом-ролевом уровне);

Нормативная интеграция (усвоения человеком морально-нормативных и других регуляторов) ;

Межличностная интеграция (личные отношения).

Пользуясь случаем, отметим, что на процесс интеграции человека в группе влияет ряд трудностей, связанных с социальными, социально-психологическими и психологическими факторами:

Неравенство социальных стартовых возможностей индивида (образование, культурное развитие, профессиональная подготовка и т.д.);

Коммуникативная неподготовленность (коммуникативная некомпетентность, неумение решать спорные вопросы, преодолевать психологические и социально-психологические барьеры и др.);

Индивидуальные свойства (пассивность, лень, потеря ощущения индивидом социальной реальности, завышенная или заниженная самооценка, деиндивидуализация т.п.).

В целом общая структура интегрированной личности может быть представлена единством таких компонентов: статусно-ролевая реализация личности, пол-ролевая дифференциация индивида, индивидуальные свойства личности (ценностно-смысловая сфера, потребность в социальных контактах и т. п.), стиль жизни и жизненный контроль индивида (стратегия жизни, смысл жизни, жизненные планы, цели, идеалы и др.).

С точки зрения поступкового направления в психологи (В. Роменец, В. Татенко и др.) вхождения личности в социальную группу можно рассматривать с позиции поступковой активности человека.

Сущность противоречия внешнего и внутреннего у поступка заключается в возможном расхождении между тем, как человек хотел совершить, и тем, как он действительно поступил, как он объясняет свой поступок и как его понимают другие.

Другая проблема - осознанность поступковой активности между ее «автором» и «исполнителем»: уровень осознания ситуации и мотива, действия и последействие может быть далеко не одинаковым у разных людей и даже у одного.

На этапе зарождения поступка и в процессе его осуществления сознательное, подсознательное, неосознанное и над сознательное активно взаимодействуют - когда синхронно, а когда вопреки друг другу. И это противоречие устанавливает пределы вознаграждения и ответственности человека за содеянное им.

Настоящий поступок характеризует также противоречие рациональное и эмоциональное. Решение противоречия между стремлением человека к универсальному выражению и возможности проявления его в определенной, индивидуализированой форме находит выход в перманентности поступковой активности, через переход от одного поступка в другое отношение к индивиду как к личности, как к цели, а не как к средству. Также предполагается, что другой - всегда ценность не меньше, чем ты сам. Итак, делая что-то, человек не должен ничего ждать взамен.

Чтобы признать то или иное действие поступком, недостаточно внешней оценки. Нужно, чтобы «автор» этого действия желал именно поступить, а не «выполнить заказ» извне, чтобы он сознавал и переживал ее именно как поступковое действие. Поскольку поступок предполагает взаимность, соучастие, то роли участников поступкового акта распределяются по-разному.

Во-первых, кто может быть инициатором поступка, а кто - его исполнителем, во-вторых, параллельность поступковых действий (поступковое соавторство); в-третьих, однонаправленной поступок: субъект А совершает действие, а субъект Б не отвечает.

При этом особую ценность представляют собой такие способы взаимодействия, которые основаны на взаимной поступковой активности, когда можно наблюдать своеобразный поступковый диалог, участники которого действуют друг относительно друга на основе чувства спонтанной взаимности.

Благодаря поступковой активности личность более или менее целенаправленно вносит свой вклад в развитие других людей, то есть совершает поступок ради развития, совершенствования. Поступковый потенциал человека по-разному распределяется в психосоциальном пространстве функций и ролей, которые играет человек в зависимости от субъективной значимости каждой из них в конкретной ситуации.

Один из разновидностей поступковой активности связан с развитием человека как биопсихосоциального существа. Речь идет о переходе от биологического уровня морализации до психического, а от него - к социальному как своеобразного поступка саморазвития.

В ситуации перехода от психофизического состояния сна до состояния бодрствования может идти речь о группе критериев, по которым различаются поступки: субъектность - объектность, активность - пассивность, сознание - неосознанность т.д.

Действие получает значение поступка, когда человек преодолевает себя, подчиняясь своим или общественным требованиям, чем сложнее это сделать, тем уровень поступка выше. Можно говорить об ожидаемых поступках, к совершению которых одобрительно относятся члены определенного сообщества, и о делах, которые обнаруживают противоречия человека с нормами и ценностями группы.

Что касается последних, то здесь возможна типология поступков, которые направлены на разрушение существующего и создания нового или предусматривают определенные варианты в зависимости от потребности, цели и т.д.

По характеру такие поступки делятся на эволюционные, реформативные и революционные, те, которые предусматривают «соратников», и те, которые осуществляются индивидуально. В зависимости от мотивации выделяют поступки, которые осуществляются по модели «здесь и теперь», «там и тогда». Поступки различаются и по критерию эффективности: чем больше риск и чем больше самоотверженность, тем весомее поступковый эффект, тем сильнее и глубже поступковое последействие.

Личность, будучи субъектом общения в группе, занимая определенную позицию в социальной среде, проявляет оценочное, избирательное отношение к людям, что ее окружают.

Она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает лиц для взаимодействия и общения, учитывая возможности конкретной группы, собственные потребности, интересы, установки, опыт, которые в совокупности составляют конкретную ситуацию жизнедеятельности личности, предстают как социально-психологический стереотип ее поведения.

Сущность социальной установки

Особенности реагирования индивида на окружающую среду и ситуации, в которых он оказывается, связаны с действием феноменов, которые обозначают понятия "установка", "атитюд", "социальная установка" и проч.

Установка личности свидетельствует о ее готовности действовать определенным способом, что предопределяет скорость ее реагирования на ситуацию и некоторые иллюзии восприятия.

Установка - целостное состояние личности, выработанная на основе опыта готовность стойко реагировать на предполагаемые объекты или ситуации, выборочная активность, направленная на удовлетворение потребности.

Традиционно рассматривают установку как готовность к определенной активности. Эта готовность определяется взаимодействием конкретной потребности с ситуацией, ее удовольствием. Соответственно установки разделяют на актуальные (недифференцированные) и фиксированные (дифференцированные, произведенные в результате повторного воздействия ситуации, то есть базируются на опыте).

Важной формой установки является социальная установка (атитюд).

Атитюд (англ. attitude - отношение, установка) - внутреннее состояние готовности человека к действию, предшествует поведении.

Атитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровнях и регулирует (направляет, управляет) поведение индивида. Вел предопределяет устойчивую, последовательную, целенаправленную поведение в ситуациях, которые изменяются, а также освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях, может быть фактором, который обусловливает инертность действия и тормозит приспособление к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения.

Обратились к изучению этой проблемы американские социологи Уильям Айзек Томас и Флориан-Витольд Знанецький в 1918 p., которые рассматривали установку как феномен социальной психологии. Социальную установку они толковали как определенное психическое состояние переживания индивидом ценности, значения или смысла социального объекта. Содержание такого переживания предопределяют внешние, то есть локализованы в социуме, объекты.

Социальная установка -детерминированная прошлым опытом психологическая готовность индивида к определенному поведению в отношении конкретных объектов, к выработке его субъективных ориентаций как члена группы (общества) относительно социальных ценностей, объектов и тому подобное.

Такие ориентации обусловливают социально приемлемые способы поведения индивида. Социальная установка является элементом структуры личности и одновременно элементом социальной структуры. С точки зрения социальной психологии, она является фактором, способным преодолеть дуализм социального и индивидуального, рассматривая социально-психологическую реальность в ее целостности.

самыми Главными ее функциями является опережающая и регулятивная (готовность к действию, предпосылка действия).

По утверждению Г. Олпорта, установка является психонервовою готовностью индивида к реакции на все объекты, ситуации, с которыми он связан. Производя направляющем и динамическое влияние на поведение, она всегда зависима от прошлого опыта. Представление Олпорта о социальную установку как о индивидуальное образование существенно отличается от толкования ее В.-А. Томасом и Ф.-В. Знанецьким, которые считали этот феномен близким к коллективных представлений.

Важными признаками установки являются интенсивность аффекта (положительного или отрицательного) - отношение к психологическому объекта, ее латентность, доступность для прямого наблюдения. Измеряют ее на основании вербальных самоотчетов опрашиваемых, которые являются обобщенной оценкой личности собственного ощущения склонности или несклонности к конкретному объекту. Итак, атитюд - это мера ощущения, вызванного конкретным объектом ("за" или "против"). По такому принципу построены шкалы установок американского психолога Луиса Терстоуна (1887-1955), что является биполярным континуумом (совокупностью) с полюсами: "очень хорошо" - "очень плохо", "полностью согласен" - "не согласен" и тому подобное.

Структуру атитюда образуют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативний (поведенческий) компоненты (рис. 5). Это дает основания рассматривать социальную установку одновременно как знание субъекта о предмете и как эмоциональную оценку и программу действий относительно конкретного объекта. Много ученых усматривает противоречие между аффективным и другими ее компонентами - когнитивным и поведенческим, доказывая, что когнитивный компонент (знания об объекте) включает определенную оценку объекта как полезного

Рис. 5. в

или вредного, хорошего или плохого, а конативний - включает оценку действия в отношении предмета установки. В реальной жизни очень трудно отделить когнитивный и конативний компоненты от аффективного.

Это противоречие было выяснено в ходе исследования так называемого "парадокса Г. Лапієра" - проблемы взаимосвязи между атитюдами и реальным поведением, которые доказали беспочвенность утверждений о их совпадение.

Во второй половине XX века. выделились индивидуально-психологическая и социально-психологическая линии в понимании социальной установки. В рамках первой разворачиваются біхевіористські и когнітивістські исследования, вторая связана прежде всего с інтеракціоністською ориентацией и сосредоточено на исследовании социально-психологических механизмов и факторов, регулирующих процесс возникновения и изменения социальных установок личности.

На понимание психологами-інтеракціоністами социальной установки повлияло положение американского психолога Джорджа-Герберта Мида (1863-1931) о символическое опосредование взаимодействия человека и окружающего мира. В соответствии с ним индивид, который имеет в своем распоряжении символические средства (прежде всего язык), объясняет для себя внешние воздействия и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически витлумаченій качества. Соответственно, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, возникающие на основе усвоения установок других, референтных групп и лиц. В структурном плане они являются элементами "Я-концепции" человека, определенными определениями социально желаемого поведения. Это дает основания толковать их как осознаваемый, фиксированный в знаковой форме тип поведения, которому предоставляется преимущество. Основой социальных установок является согласие субъекта рассматривать определенные объекты, ситуации через призму социальных норм и ценностей.

другими подходами социальная установка толковалась как устойчивая система взглядов, представлений, связанная с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другими людьми. ее устойчивость обеспечивается либо внешним контролем, что проявляется в необходимости подчиниться другим, или процессом идентификации с окружением, или важным ее личностным смыслом для индивида. Такое понимание лишь частично учитывало социальное, поскольку анализ установки разворачивался не от социума, а от личности. Кроме того, акцент на когнитивном компоненте структуры установки оставляет вне поля зрения ее объективный аспект - ценность (ценностное отношение). Это принципиально противоречит утверждению В.-А. Томаса и Ф.-В. Знавецького о ценность как объективный аспект установки, соответственно про саму установку как индивидуальный (субъективный) аспект ценности.

Из всех составляющих установки ведущую роль в регулятивной функции играет ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Преодолеть расхождение социального и индивидуального, установки и ценностной ориентации помогает понятие "социальная позиция личности", что объединяет эти компоненты. Ценностная ориентация является основой возникновения позиции, как компонент структуры личности, она образует некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека, и с учетом которой решается много жизненных вопросов. Свойство ценностной ориентации быть установкой (системой установок) реализуется на уровне позиции личности, когда ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный - как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, отражающих активные выборочные отношения личности.

Еще более интегральным, чем установка, эквивалентом динамической структуры личности е психический настрой личности, который включает предметно направленные и беспредметные психические состояния. Как и ценностная ориентация, он предшествует возникновению позиции. Условием возникновения позиции личности и ее оценочное отношение и определенное психическое состояние (настроение), который предоставляет позиции разной эмоциональной окраски - от глубокого пессимизма, подавленности до життєстверджувального оптимизма и энтузиазма.

Учредительно-позиционный, диспозиційний подход к структуре личности трактует диспозицию как комплекс склонностей, готовности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях (В. Ядов). В таком понимании она является очень близкой к понятию "установка". Согласно этой концепции диспозиции личности является иерархически организованной системой с несколькими уровнями (рис. 6):

Элементарные фиксированные установки без модальности (переживания "за" или "против") и когнитивных компонентов;

Рис. 6. в

Социальные фиксированные установки (атитюди);

Базовые социальные установки, или общая направленность интересов личности на определенную сферу социальной активности;

Система ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

Такая иерархическая система является результатом предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней высшие уровни осуществляют общую саморегуляцию поведения, ниже - относительно самостоятельные, они обеспечивают адаптацию личности за меняющихся условий. Диспозиционная концепция является попыткой установить взаимосвязь между диспозициями, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы.

в Зависимости от того на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения смысловые, целевые и операционные атитюди. Смысловые атитюди содержат информационный (мировоззрение человека), эмоциональный (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивный (готовность действовать) компоненты. Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида тому подобное. Целевые атитюди обусловлены целями и определяют устойчивость течении определенного действия человека. В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования их развития оказываются операционные атитюди, которые проявляются в стереотипности мышления, конформній поведении личности и тому подобное.

Следовательно, социальная установка является устойчивым, фиксированным, ригидным (негибким) образованием личности, которое стабилизирует направленность ее деятельности, поведения, представлений о себе и мире. По одним утверждениям, они образуют структуру личности, по другим - лишь занимают определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и . Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению .
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии .

Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Одним из главных понятий в психологии является личность, наделённая всеми основными, полезными для социума характеристиками, которые возникают и развиваются при взаимодействии с людьми.

Личностные качества указывают на принадлежность индивида к различным социальным группам, в рамках которых происходит социализация человека и формирование социальных установок.

Понятие социальной установки сложилось и развивается в европейской социальной психологии и социологии. Нередко используют синонимичный термин «аттитюд» — на русский язык его можно перевести как «социальная установка».

Социальная установка личности – это то или иное ментальное переживание человека, опирающееся на приобретённый жизненный опыт и определяющее ценности индивида, его положительное или отрицательное восприятие чего-либо. Установки формируют мотивы поведения личности, то есть раскрывают скрытые намерения человека, подталкивающие его действовать.

В 1918 году этот термин ввели учёные Томас и Знанецкий. В рамках классической психологии аттитюд можно охарактеризовать как психологическое опознавание личностью ценностей, значений, смысла важного для социума объекта или же ментальное отношение индивида к общечеловеческим ценностям.

Исследование аттитюдов является полностью обособленной отраслью в общей психологии. В наши дни изучение аттитюда включает в себя множество небольших теорий и практических исследований.

В обычной жизни социальная установка и реальное поведение зачастую существенно отличаются. Это может происходить из-за воздействия внешних факторов, например когда человека принуждают что-то сделать, или ему стыдно отказать оппоненту, или в экстренных, необычных ситуациях, когда решение приходится принимать не совсем осознанно, например в состоянии , паники, сильного .

Обычно ментальное состояние индивида обусловлено факторами существования потребности и наличия подходящей и адекватной ситуации, в которой принимаются взвешенные и обдуманные решения, основанные на знаниях и опыте человека. Именно в такой ситуации проявляются фиксированные установки, а не ситуативные.

При выборе той или иной модели поведения индивид основывается на имеющихся в его сознании концептах, или стереотипах. — слишком явное обобщение чего-либо, плавно перетекающее в устоявшееся в социуме суждение и активно влияющее на позицию индивида, схемы его поведения, ментальные процессы, формирование оценки.

Образование стереотипов называют стереотипизацией. Вследствие стереотипизации появляется аттитюд – способность личности осознавать что-либо конкретным образом и действовать в соответствии с опытом.

Основные функции

Аттитюды нужны для того, чтобы удовлетворить основные личностные потребности, и чтобы определить, какие именно, выделяют следующие функции социальных установок:

1. Автомативная – эта функция социальной установки делает более простым для сознания управление действиями в знакомых ситуациях, которые уже ранее встречались.

2. Адаптивная – эту функцию иногда называют приспособительной или утилитарной. Она определяет направленность, ориентированность личности на те объекты, которые являются мишенью ее желаний или намерений.

3. Защитная – с помощью этой функции индивид делает всё для разрешения своих внутренних противоречий, которые могут приносить дискомфорт, а порой вызывать депрессию. В связи с наличием внутреннего дискомфорта мы можем наблюдать значительное ухудшение поведения человека и его эффективности при сотрудничестве с другими.

4. Когнитивная – в этой функции установка способствует правильному выбору схемы поведения субъекта по отношению к определённой личности. У человека существует несколько личностей внутри, и изменение социальных установок происходит каждый раз, когда мы контактируем с человеком из другой социальной группы. При взаимодействии с мамой, братом, подругой, боссом наша модель поведения будет меняться в зависимости от ситуации.

5. Регулятивная – иногда эту функцию называют функцией выражения или ценности. В этом случае аттитюд является методом освобождения субъекта от внутреннего дискомфорта или напряжения, личностные проявления варьируются в зависимости от ситуации.

6. Ригидная – из-за этой функции аттитюда человек с трудом приспосабливается к неожиданному положению. Когда происходят какие-либо внеплановые изменения, личность с трудом адаптируется, что может вызвать её не совсем адекватное поведение, поэтому стоит отметить, что установка и поведение напрямую связаны между собой.

7. Стабилизирующая – благодаря этой функции формирование аттитюдов происходит стабильно, последовательно, направлено на результат деятельности в резко меняющемся положении. Личность обладает высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, что бы ни происходило.

Все вышеперечисленные социальные функции аттитюд выполняет в силу своей сложной структуры.

Структура

В психологии разработана структура социальной установки. В 20 веке М. Смит обнаружил в структуре аттитюдов три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

  • Когнитивный, который содержит информацию, некое знание, предрассудки и впечатление о субъекте социума.
  • Аффективный, который отражает эмоционально-оценочное суждение об объекте социума.
  • Поведенческий, который выражает намерение индивидуума реализовать конкретную схему поведения по отношению к социальному объекту.

По мнению М. Смита, социальные установки представляют собой ментальное отношение к чему-то или намерение действовать эффективно.

Изменение социальной установки в основном связано с одним из компонентов её структуры. Взаимодействие людей строится на суждениях-предрассудках, по конкретным схемам поведения, в разных условиях.

Некоторые учёные называют предрассудки неприязнью, которая основывается на неверном и нелепом мнении. В наше время более всего исследованы межличностные и гендерные предрассудки.

Существующие формы и уровни аттитюдов

Можно перечислить следующие виды социальных установок:

  • Диффузная.
  • Социальная.
  • Моторная.
  • Умственная.
  • Сенсорная.

Социально-психологические установки делятся на:

1. Стандартные — формируют модели поведения на бытовом уровне.

2. Просто социальные установки.

3. Основные аттитюды — показывают оценку человеком главных областей его деятельности (работа, взаимодействие с людьми, хобби).

4. Инструментальные — показывают процесс становления личности в ценностной и нормативной системах в рамках определенной социальной группы.

Психологические установки структурируют действия на нескольких этапах:

  • Смысловой – аттитюды определяют направленность и отношение индивида к каким-либо значимым положениям.
  • Целевой – аттитюды показывают стабильность деятельности, они граничат с определёнными намерениями или устремлением личности довести что-либо до конца.
  • Операциональный – аттитюд помогает воспринять и объяснить происходящее, опираясь на предшествующие знания о похожих ситуациях; формирует адекватную и эффективную схему действий в определённых условиях.

Также существуют этапы формирования социальных установок, по профессору Ж. Годфруа:

  • Аттитюды, которые складываются в возрасте до 12 лет, соотносятся с семейными схемами.
  • Аттитюды принимают отчётливую форму в возрасте с 12 до 20 лет, что связано с социализацией.
  • Далее происходит преображение установок в возрасте от 20 до 30 лет. На их основе образуются многие социальные убеждения, являющиеся устоявшимися психологическими образованиями.
  • В возрасте от 30 лет установки уже более стабильны, зафиксированы, зачастую неизменны.

Чем старше становится индивид, тем неизменнее его социально-психологические установки. Люди меняют что-либо, когда хотят приобрести новый, необычный опыт, познать мир с новой стороны. Также перемены могут произойти неожиданно: болезнь, переезд, рождение ребёнка.

Что-то новое также могут нам навязать друзья, родители, родственники. Информацию можно черпать отовсюду, и тогда наши устоявшиеся стереотипы меняются, мы начинаем замечать новые краски в жизни, но стоит помнить: изменение социальных установок – непростой и продолжительный процесс. Автор: Дарья Сергеева

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.
Социальная установка включает три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRu.ogr;t:l!zxygtuiqo .

Социальные установки общества становятся личными, а личные переходят в общественные. С психологической точки зрения, мыслить социальными установками проще. Социальная установка, состояние психологической готовности личности думать и вести себя определенным образом. Она является осознанной, и основана на основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. С социальными установками думать проще, кроме того, они позволяют определить, что думают по этому же поводу другие члены общества.Они организуют наши внутренние ценности, наши знания о мире, о самих себе, она способствует решению внутренних конфликтов, как правило, в пользу установки. С помощью них мы фильтруем информацию поступающую из внешнего мира.Психологи и социологи говорят, что социальные установки, не исчезают мгновенно, они сходят на нет постепенно, и замещаются другими. И в тоже время сильно влияют на психические процессы личности. Пример действия личной установки, негры хуже, глупее белых, установка, которая была у отдельных индивидов в США стала всеобщей.Но приняли закон, о том, что все равны, и через 35 лет стало возможным получение Оскара Холли Берри, а через 40, чернокожий президент. Установки общества поменялись, даже если отдельные индивиды так не думают, общественные установки превалируют.

Зачем это я все пишу? Для того, чтобы оценить установки, которые существуют у нас в обществе.
Возьмем несколько установок, и проанализируем мысли и поведение людей, и к чему они могут привести. Установка первая, общественное значит ничье.Установка вторая, жизнь человека, мало что значит по сравнению с пользой обществу(а вернее ничего не значит). 3) Интеллигенты вшивые - враги (к их мнению можно не прислушиваться). Четвертая, надо помогать своим(блат, кумовство). И моя любимая, установка: я начальник ты дурак, ты начальник, я дурак.

Возьмем первую общественную установку: общественное значит ничье (государственное, значит ничье)установка, появилась во времена СССР. Стали возможны повальное воровство у государства - не чье же. Постепенно установка в умах некоторых товарищей трансформировалась, и стала не мое значит ничье. Стало возможно воровать и у людей. К чему это привело? Всем известная приватизация, результат действия этой установки. Повальное воровство на заводах, фабриках, увеличение числа преступлений, с воровством, тут еще вмешалась установка, жизнь человека ничего не значит, по сравнению с общественным благом, трансформированная, в жизнь человека ничего не значит, и стали возможны кучи преступления против личности, со стороны государства и других лиц. Такие преступления со стороны государства были и в сталинскую эпоху, но под какой то идеологией, сейчас просто так, для закрепления свое власти.Установка жизнь человека ничего не значит, ясно видна на примере отношения власти к нам, и на пример того, что бугай (тетка с связями) сбил(а) ребенка другого человека) и уехал(а), или не оказала помощь. Жизнь простого человека, ничего не значит! И суды, исходят из таких же мотивов, вынося ему(ей), условный срок, или наказание через 14 лет. Ты начальник, я дурак, явственно видно, из установки, что я скажу, то и будет, и твое мнение не учитывается, это нам показывает власть.Интеллигенция, ее истребили, -враг, привела к тому, что самой интеллигенции практически не стало, исчезла преемственность. И не кому стало критиковать власть. она стала делать, что хотела. И до сих пор это делает! Ее никто не критиковал, а кто критиковал, оказались в тюрьме. В это время, интеллигентов, заменили на людей умственного труда. Более менее, она подняла голову к развалу советского союза, когда уже не было таких репрессий. И ее тут же обвинили в развале СССР. Но у интеллигенции не было реальных рычагов управления. Да и Сахаров умер в 1989, а Солженицына выслали из союза в 1974. Любим мы валить все на мертвых, да на Америку.

Надо помогать своим, установка, существующая в не только в России. Это существует везде, где низкий уровень жизни.Например, в недоразвитых странах Африки. Именно там такая ситуация, как в России, низкий уровень образования (у нас еще не совсем так, но в связи с реформой, думаю ждать не долго), низкий уровень медицины, огромная коррупция, и воровство. И власть, ничего не делает, чтобы это прекратить, поскольку завязана сама. Установка это привела к тому, что на все посты, берут своих.И это не оканчиваться, верховной властью, это повально действует и в организациях.Например на заводах.Приведу пример Завод Лукойл-Волгоград.Еще буквально недавно, на этом заводе был такой расклад.Всего на заводе работает 3000 человек.Из них 500 человек рабочие. 2 500-управляющие, социологи, психологи, менеджеры, и другие.
Рабочие заводу не нужны.Многих рабочих просто перевели в другую организацию(подрядную), делают тоже самое, но получают меньше.Теперь численность работников уменьшилась, но на остальные 2500 это никак не повлияло.Поскольку, работают там дети депутатов, депутаты московские, вышедшие в отставку, дети бывшего мера и губернатора(бывший наш губернатор теперь сенатор), и другие не бесполезные лица. Даже если они ничего не понимают, они там работают, это в принципе для приема на работу, в пристижную организацию, не совсем важно

Жизнь человека ничего не значит, помогла тому, что зарплаты на этом заводе(да и на других тоже), у детектора, больше в 100 раз, и даже более.В Америке, не может быть зарплата больше чем в 50 раз, чем у рабочего.
Все наше общество такое, думаем мы одинаково.Бытие определяет сознание, это говорил еще Маркс. Как живем так и думаем, вбираем в себя, установки нашего общества, и сами становимся такие. И если даже придет к власти другой человек, ничего не измениться, поскольку думать он будет точно так-же, мыслить такими же установками. И еще Маркс, говорил, что изменить формацию, можно только поменяв мировоззрение большей части населения. Именно с этого, и надо начинать, с себя. С того, что надо нормально вести себя самому. А возможно и раньше, и отстаивать свои права. Личные установки становятся общественными, и если начнем с себя, через 40 лет, что-то изменится.